Добыча металлов и минералов, применяемых в электротранспорте и сфере хранения энергии, продемонстрировала заметный прирост по итогам 2023 г. По данным Energy Institute, глобальная добыча лития в 2023 г. увеличилась на 26 % (до 198 тыс. т), кобальта — на 17 % (до 196,9 тыс. т), а никеля — на 7 % (до 3806,9 тыс. т). В абсолютном выражении добыча всех этих металлов достигла исторического максимума.
Литий, кобальт и никель используются в катодных материалах литий-ионных аккумуляторов, для электромобилей и систем хранения энергии, которые получают всё более широкое распространение. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), глобальные продажи легковых электрокаров и подключаемых гибридов выросли более чем в десять раз в период с 2017 по 2023 гг. (с 1,18 млн до 13,8 млн единиц), а их доля в продажах легковых авто — с 1,4 % до 18%. В свою очередь, установленная мощность накопителей энергии в мировой электроэнергетике в период с 2017 по 2023 гг. выросла с 2,1 до 55,7 гигаватта (ГВт), из которых 42,9 ГВт по итогам прошлого года приходились на Китай и США.
Несколько выбивается из этого тренда природный графит, который используется в анодах литий-ионных аккумуляторов. Добыча природного графита в 2023 г. сократилась на 7 % (до 1668,3 тыс. т), однако в абсолютном выражении ее объем почти вдвое превысил уровень 2017 г. (886,4 тыс. т). Мировым лидером на рынке графита является Китай, который в 2023 г. обеспечил свыше 70% глобального предложения (1230 тыс. т). Страны-импортеры графита ведут поиск возможных альтернатив, к числу которых относится не только синтетический графит, но и лигнод, т.е. углерод из лигнина — природного полимера, содержащегося в наружных слоях клеточных оболочек древесины. Лигнин является побочным продуктом варки целлюлозы. Он перерабатывается в твёрдый углеродный порошок, из которого изготавливаются электродные листы и рулоны. Из них затем «нарезается» материал для анода.
Спрос на металлы и минералы для литий-ионных аккумуляторов в ближайшие годы будет расти. Ускорение темпов ввода ВИЭ будет требовать всё более широкого применения накопителей, позволяющих балансировать энергосистемы в часы пасмурной и безветренной погоды. В свою очередь, в сегменте электротранспорта, скорее всего, новые рынки будут «подтягиваться» к уровню стран-лидеров. Если в КНР на долю электрокаров и подключаемых гибридов в 2023 г. приходилось 38 % продаж новых легковых авто, то в Индии — лишь 2 %. Вероятное сокращение этого разрыва дополнительно подстегнет спрос на литий, кобальт, никель и графит, производителей которых можно отнести к бенефициарам энергоперехода.