Модельный ряд марки российских электромобилей «Атом» будет включать в себя аналоги Mini Cooper, BMW i3 и Lada Largus. Начало серийного производства запланировано на конец 2024 года. Ежегодно будут сходить с конвейера 75 000 электромобилей всех модификаций, ориентированных на рынки СНГ и Китая. Уже подписан контракт на разработку силовой установки с китайскими разработчиками, что должно ускорить и удешевить процесс.
Компании «Рэнера» и «Русатом РДС», подконтрольные «Росатому», объявили тендер на разработку силовых установок для электромобиля «Атом». Согласно тендерной документации, модельный ряд «Атома» будет состоять из четырех моделей: одноместная Delivery для городской доставки, двухместная Duo для развлекательных поездок, четырехместная Taxi для служб такси и семейная пятиместная Family. Пробег любой версии после полной зарядки должен быть не меньше 500 км. Скорость моделей для такси и доставки ограничена 130 км/ч, а остальных — 170 км/ч. Все модели будут переднеприводными и оснащаться системой рекуперации электроэнергии.
Из запланированных ежегодно 75 000 электромобилей больше всего должно выпускаться модели Family (49 100), на втором месте Delivery (15 000), затем Taxi (6600) и Duo (4300). Помимо российского рынка, электромобили планируется поставлять в страны СНГ и Китай.
Представитель «Росатома» сообщил, что «с учетом имеющихся у нас компетенций, а также того, что электромобилю «Атом» требуется не только батарея, но и силовой агрегат российской разработки, структуры «Росатома» готовы провести НИОКР в части тягового электродвигателя для более качественной интеграции будущих компонентов электромобиля». Осенью 2022 года сообщалось, что компания ведет переговоры о привлечении $150 млн инвестиций для АО «Кама».
«Рэнера», планирующая запустить свою гигафабрику по производству аккумуляторов в Калининграде в конце 2025 года, в марте заказала мониторинг цен на работы по интеграции и испытанию образцов тяговой батареи на прототипах «Атома». Исполнитель должен был представить техзадание на систему управления батареей и поддержание ее рабочих температур, а также план интеграции систем. До конца мая поставщик должен провести мощностные испытания и тестирование энергоэффективности системы при разных температурах. Поставка запланирована на франко-завод в Китае, конечный получатель — АО «Кама».
В «Рэнере» отказались комментировать поставки на завод в Китае. Сайт Школы транспорта Юго-восточного университета Нанкина сообщает о подписанном соглашении о стратегическом сотрудничестве с «европейской автомобильной компанией» «Кама Атом» при участии как российских сотрудников АО «Кама», так и китайской ATOM Automotive Engineering and Technology. Подписан контракта на первую фазу проекта, в частности, создание ПО, разработка батареи и двигателя, а также интеграционное тестирование.
«Русатом РДС» сообщил о контракте на интеграцию тягового электродвигателя в «Атом» на сумму 148,5 млн руб. К 15 мая 2023 года поставщик должен разработать техзадание на двигатель и схему его высоковольтной архитектуры и предоставить проект испытательного стенда. К 30 мая должен быть готов план интеграции мотора и схема CAN-шины, а к 30 июля требуется представить спецификацию функций тягового электродвигателя и анализ видов и последствий отказов конструкций (DFMEA) трансмиссии. Между «Русатом РДС» и АО «Кама» заключен договор от 15 ноября 2022 года, являющийся основанием для работ. Оплата по контракту будет осуществляться в юанях.
В Китае активно развивается целый ряд программ по развитию исследовательских центров, в том числе для зарубежных компаний. Интеграция структур «Росатома» в разработку силовой установки говорит о их желании стать комплексным поставщиком батареи, системы поддержания температуры и двигателя. В Китае накоплен большой опыт разработки батарей и других систем для разных моделей и марок электромобилей, что может ускорить разработку и выпуск электромобилей.