Кабельный бизнес 2020. Обзор мультиформатной конференции от журнала «Вести в электроэнергетике»

Кабельный бизнес 2020. Обзор мультиформатной конференции от журнала «Вести в электроэнергетике»

Ключевые задачи российского кабельного бизнеса обсудили участники Главной независимой кабельной конференции «Кабельный бизнес 2020», организованной отраслевым порталом RusCable.ru.

Мероприятие проходило в мультиформатном режиме в рамках выставки «Энергетика и электротехника 2020» (г. Санкт-Петербург). В конференции принял участие журнал «Вести в электроэнергетике».

Повестка дня включала тему трендов в кабельной отрасли, изменения на кабельном рынке, инновационную направленность бизнеса и т.д. Спикеры рассказали о технологических достижениях в производстве кабельно-проводниковой продукции (КПП), о новых продуктах, поставляемых на российский рынок, и о новых моделях организации предприятий, поделились опытом в области автоматизации производственных и управленческих процессов, акцентировали внимание на проблемах и задачах развития кабельного бизнеса на современном этапе.

В частности, генеральный директор ГК «Москабельмет» Павел Моряков рассказал о практическом опыте и собственных разработках в области автоматизации и цифровизации производства. Он напомнил, что все кабельные предприятия, работающие в России, вышли либо из советского прошлого, перетащив в новое время все старые подходы к работе, либо «выросли из гаражных кооперативов», которые строят бизнес по своим моделям. Современное производство не представляется без цифровизации и автоматизации. Без этого оно будет неконкурентоспособным. В «Москабельмете» выработана стратегия по автоматизации и цифровизации управленческих, коммуникационных, технологических процессов, что ведёт к сокращению времени на изготовление заказов и снижению цены на продукцию.

О создании первого в России шлангокабеля рассказал директор НИИ «Севкабель» Павел Цветков, о новой разработке – инновационном кабеле Тесил, где СИП совмещён с оптоволокном (это позволяет сократить количество проводов на линиях электропередачи, на которых  размещаются и оптоволоконные кабели связи), поведал директор по развитию АО «Людиновокабель» Сергей Романов и т.д.

Откровенной и информационно насыщенной получилась пленарная дискуссия, в которой приняли участие представители разных сфер кабельного бизнеса.

Открывая дискуссию, основатель и руководитель RusCable.ru Александр Гусев задал вопрос: как повысить маржинальность стандартной кабельной продукции, которая в последнее время заметно уменьшается, снижая прибыль предприятия,– и предложил проанализировать, с чем связана такая ситуация?

По мнению директора по дистрибуции ООО «Угличкабель» Сергея Кислюка, основная причина в том, что в стране наблюдается избыток кабельных предприятий – очень разных по уровню производства и ответственности. Слабый контроль за деятельностью производителей КПП и индифферентное отношение потребителя к качеству приобретаемого товара (главное – цена) приводит к тому, что заводы начинают экономить на материалах и технологических процессах, ухудшая тем самым качество продукта. Этим в первую очередь объясняются все безобразия, которые творятся на рынке КПП.

Чтобы изменить ситуацию, есть два пути: идеальный и реальный. Первый подразумевает продвижение идеалов качества и надёжности в профессиональном сообществе, второй – введение системы жёстких санкций и ограничений для недобросовестных производителей кабеля.

Коммерческий директор НП «Подольсккабель» Алексей Ксенофонтов, в свою очередь, считает, что маржинальность во многом зависит от того, насколько чётко производитель понимает, какому потребителю какая продукция нужна. Часто заводы «перегружают» свои изделия дополнительными характеристиками, которые конкретному потребителю просто не нужны, и он не собирается за них платить. Таким образом, вложенные затраты не оправдываются.

«Не надо обманывать себя и других», – резюмировал А. Ксенофонтов.

Вместе с тем, он отметил, что в общей своей массе кабельные заводы работают с маржинальностью на уровне 3–5 %, максимум 7 %, и этого вполне достаточно для безбедного существования.

Существенной причиной снижения маржи кабельных продуктов директор по маркетингу ООО «КАБЕЛЬСТАР» Фёдор Воронин назвал беззаконие на рынке КПП. Проблема контрафакта у нас существует много лет. Однако оградить рынок от недобросовестных производителей очень сложно, потому что в законодательстве существует очень много лазеек, позволяющих им свободно ускользать от ответственности.

Ещё одна причина кроется в отсутствии опыта работы российских кабельщиков в условиях волатильности цен на пластикаты и другие материалы и атрибуты. Это говорит о том, что нужно менять политику закупочной деятельности, учиться работать по-новому.

Участники дискуссии подробно остановились на проблеме пластикатов, качество которых оказывает прямое влияние на качество конечной продукции, проанализировали проект нового ГОСТа Р «Пластикаты ПВХ пониженной пожарной опасности», выразили мнение, что нужно создать методику контроля за пластикатами и вводить сквозную стандартизацию на кабельно-проводниковую продукцию, которая будет охватывать все этапы – от качества нефти, из которой производится полиэтилен для пластиката, до готового изделия.

Отечественная кабельная промышленность нацелена исключительно на внутренний рынок. Несмотря на высокий экспортный потенциал, интереса к заморским рынкам никто не проявляет. Почему?

В «Угличкабеле», который много лет работает с Московским метрополитеном, поделились историей, как однажды решили принять участие в тендере, объявленным метрополитеном Нью-Йорка. Не прошли по стандартам: согласно требованиям тендера, кроме цены и качества продукции, дополнительные баллы участникам начислялись за наличие в компаниях чернокожих, лесбиянок, трансгендеров и т.д. На российском заводе таковых не оказалось.

Но в целом, по мнению кабельщиков, прежде чем выходить на внешний рынок с его жёсткой конкуренцией, нужно разобраться с собственным – с качеством продукции, контрафактом, стандартами, сертификацией и многим другим. Нужно учитывать, что наши ГОСТы намного жёстче международных стандартов, а это влияет на цену продукции. Нужно понимать, что на международных рынках русских кабельщиков никто не ждёт и что идти с экспортом в одиночку – не лучшая идея, правильнее выходить в тендеме с крупными корпорациями, реализующими зарубежные проекты.

Кроме того, без государственной поддержки реализация экспортного несырьевого потенциала вряд ли возможна. Именно государство путём введения налоговых льгот и других механизмов позволяет экспортёрам реализовать конкурентные преимущества за пределами страны.

Участники конференции обсудили и другие актуальные и стратегические вопросы кабельного бизнеса, высказали ряд предложений по улучшению ситуации в отрасли.

Информация предоставлена: Журнал «Вести в электроэнергетике»

Кабельный бизнес 2020. Обзор мультиформатной конференции от журнала «Вести в электроэнергетике»
Share on facebook
Share on vk
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email
Share on print

Свежие материалы

Читайте еще