Газотранспортные компании ЕС представили план водородных сетей протяженностью 23 тыс километров

Газотранспортные компании ЕС представили план водородных сетей протяженностью 23 тыс километров

Группа из одиннадцати европейских газовых инфраструктурных компаний из девяти стран-членов ЕС представила план создания специальной инфраструктуры по транспортировке водорода «European Hydrogen Backbone». Их исследование показывает, что существующая газовая инфраструктура может быть модифицирована для транспортировки водорода с разумными затратами.

План был разработан компаниями Enagás (Испания), Energinet (Дания), Fluxys (Бельгия), Gasunie (Нидерланды), GRTgaz (Франция), NET4GAS (Чешская республика), OGE, ONTRAS (обе — Германия), Teréga (Франция), Snam (Италия) и Swedegas (Швеции).

Компании предполагают, что с середины 2020-х годов постепенно будет формироваться сеть водородных трубопроводов, соединяющих «водородные долины», центры производства и потребления водорода, которая к 2030 году достигнет протяженности 6800 км.

К 2040 году протяженность водородной сети может вырасти до 23000 км. На 75% она будет состоять из переоборудованных нынешних газопроводов, соединенных новыми участками (25%). До 2050 года планируется дальнейшее расширение.

В конечном итоге появятся две параллельные газотранспортные сети: водородная и (био)метановая.

Газотранспортные компании ЕС представили план водородных сетей протяженностью 23 тыс километров

Водородная магистраль, описанная в документе, будет использована для крупномасштабной транспортировки водорода, произведённого с помощью ветровых и солнечных фотоэлектрических систем в Европе, на большие расстояния энергосберегающим способом. Она также позволит импортировать водород из-за пределов Европы.

Европейская газовая инфраструктура состоит из трубопроводов разных размеров, от 20 дюймов в диаметре до 48 дюймов и более. В водородной магистрали это разнообразие сохранится. Переоборудованные 36- и 48-дюймовые трубопроводы, обычно используемые для транспортировки газа на большие расстояния в пределах ЕС, смогут транспортировать около 7 соотв. 13 ГВт водорода на трубопровод по всей Европе, что свидетельствует об огромном потенциале газовой инфраструктуры, способной играть свою роль в будущей энергетической системе ЕС с нулевым уровнем выбросов, считают авторы доклада.

Создание водородной сети оценивается в 27–64 млрд. Евро, что является относительно умеренной суммой в общем контексте европейского энергетического перехода.

Авторы отмечают, что операционные расходы также невелики: количество потребляемой электроэнергии составляет около 2% от энергетического содержания транспортируемого водорода на расстояние 1000 км.

По оценкам, приведенная стоимость [транспортировки] составит 0,09–0,17 евро за кг водорода на 1000 км, что позволит экономично транспортировать водород на большие расстояния по всей Европе. Относительно широкий диапазон оценок в основном связан с неопределенностью затрат на компрессоры.

Ранее европейский оператор магистральных электрических сетей, голландская компания TenneT и голландская же газовая инфраструктурная компания Gasunie выпустили совместный доклад, в котором рассматриваются варианты и возможности использования газовой инфраструктуры Нидерландов и Германии в «климатически-нейтральной» экономике.

В мае Ассоциация газотранспортных операторов Германии (FNB Gas — Vereinigung der Fernleitungsnetzbetreiber Gas e.V.) представила план создания к 2030 году сети для транспортировки водорода по всей стране длиной 1200 км.

Хотя потребление природного газа вряд ли сколько-нибудь серьезно сократится в ЕС в течение ближайших 15-20 лет, участники рынка уже сегодня прорабатывают варианты оптимального использования имеющейся газовой инфраструктуры в декарбонизированной экономике.

Газотранспортные компании видят в водороде шанс на сохранение и расширение своего бизнеса в условиях энергетического перехода, и, разумеется, заинтересованы в максимальных объёмах газа.

Газотранспортные компании ЕС представили план водородных сетей протяженностью 23 тыс километров

Свежие материалы

Читайте еще