Объёмы фальсифицированной продукции на рынке стройматериалов приобретают масштабы национального бедствия: по подсчётам экспертов, участники этого теневого сообщества производят продукции на сумму не менее 2 трлн рублей в год. Участники общественных слушаний, прошедших в Общественной палате 29 октября 2021 г., выступили с предложением вернуть госконтроль за качеством строительной продукции.
Контроль за качеством строительной продукции фактически не осуществляется на государственном уровне: с 1 июля 2021 г. Росстандарт прекратил эту деятельность. В то же время в действующем законодательстве отсутствуют эффективные механизмы противодействия производителям подделок: нет даже самого определения – «фальсифицированная промышленная продукция», а предусмотренное наказание — несущественно.
«Общественный контроль – пока чуть ли не единственная возможность борьбы за качество», — считает Дмитрий Зорин, Председатель EL-комитета ассоциации «Национальное объединение производителей строительный материалов» (НОПСМ). За 2021 год ассоциация осуществила мониторинг качества кабельно-проводниковой продукции в ряде российских городов, среди которых Екатеринбург, Тюмень, Челябинск, Нижний Новгород, Мурманск, Новосибирск, Кемерово и др. Были проведены контрольные закупки в крупных сетевых строительных магазинах, на строительных рынках и в отдельных торговых точках. Результаты экспертизы выявили несоответствие стандартам качества продукции в наибольшем объёме в Уральском и Сибирском федеральных округах, где доля фальсификата составила 77% и 68% соответственно. В Нижнем Новгороде объём выявленной некачественной продукции составил 39%, а в Мурманской области фальсификат обнаружен не был.
«По итогам проведённых проверок к продавцам такой продукции были поданы требования изъять поддельную продукцию из оборота, а также судебные иски», — рассказывает Дмитрий Зорин. Разницу в результатах проверки эксперт объясняет высокой конкуренцией в городах, где строительство идёт активнее.
Более действенных мер на законодательном уровне пока не существует, в связи с чем эксперты предлагают ввести ряд мер по предотвращению производству, распространению и использованию продукции. Ранее с инициативой об усилении ответственности уже выступил Общественный совет при Минстрое, направив в ведомство предложение по введению административного и уголовного наказания за производство и продажу строительного фальсификата. Однако наиболее эффективным механизмом, способным в корне изменить ситуацию, эксперты считают восстановление государственного надзора за качеством строительных материалов.
«Можно спорить, насколько эффективна была работа Росстандарта, но она была. Поэтому давайте восстановим понятный рынку инструмент и совместно займемся его совершенствованием!»- комментирует Дмитрий Зорин.