Тариф для потребителей, подключенных к магистральным сетям, в 2020 году может увеличиться на 44,5%, в 2021 году на 26%, а в 2022 году еще на 25,9%. В целом за три года тариф увеличится на 229%, до 414,6 тыс. руб. за 1 МВт в месяц, а конечная цена электроэнергии для этих потребителей повысится на 26,6%, до 3,3 тыс. руб. за 1 МВт, следует из документа с предварительными расчетами тарифных последствий от дифференциации тарифа ФСК. К магистральным сетям подключается крупная промышленность, сейчас ее общая мощность — 15,9 ГВт.
Минэнерго внесло проект закона о дифференциации тарифа ФСК в правительство в сентябре 2019 года, документ еще не утвержден. Министерство предлагает повысить тариф для потребителей, подключенных к магистральным сетям ФСК, а для потребителей распределительных сетей — понизить. Тем самым Минэнерго хочет перераспределить часть перекрестного субсидирования (компенсация низкого тарифа для населения) между всеми потребителями. Согласно расчетам «Россетей», годовой объем перекрестного субсидирования по единой энергосети (ЕНЭС) составляет 234,8 млрд руб., и вся нагрузка ложится только на потребителей распредсетей.
Тариф ФСК будет увеличиваться неравномерно по регионам. Самый большой рост ставки за три года произойдет, например, на Северном Кавказе (416%), в Курганской области (390%), Приморском крае (349%), на юге России (323%), в Ленинградской области (316%), на Урале (248,5%), отмечает газета. Вместе с тем котловой тариф для операторов распредсетевого комплекса (дочерние МРСК «Россетей» и независимые ТСО) будет постепенно уменьшаться: в 2020 году на 13,5 млрд руб., в 2021-м на 26,5 млрд руб., в 2022-м на 38,6 млрд руб. За три года тариф ЕНЭС для ТСО в целом по стране снизится на 6,6%, до 161,5 тыс. руб. за 1 МВт в месяц, по оценкам «Россетей».
Рост тарифов ФСК по субъектам РФ будет отличаться, поскольку это зависит от объемов перекрестного субсидирования в соответствующем регионе, а также от объемов электропотребления прямыми потребителями ЕНЭС, пояснил представитель «Россетей». Снижение котловых тарифов будет более ощутимо в тех субъектах РФ, где расположены крупные промышленные потребители (Красноярский край, Липецкая, Белгородская области и др.). В котловом тарифе не будет учитываться 38,6 млрд руб. перекрестного субсидирования, за счет чего «Россети» ожидают снижения конечного тарифа на передачу в среднем на 6% (без учета иных факторов, таких как инфляция, компенсация выпадающих доходов сетям, сглаживание).
В Минстрое сообщили, что «вводимые механизмы оказывают существенное влияние на деятельность субъектов ЖКХ, особенно предприятий водоснабжения и водоотведения, приведут к рискам и сдерживанию возможностей исполнения инвестиционных программ по модернизации и развитию инфраструктуры». В ведомстве считают, что предлагаемые изменения необходимо дополнительно обсуждать.
«Эффект для населения, малого и среднего бизнеса нулевой, а вся выгода пойдет в карман госмонополии»,— говорит Василий Киселев, директор ассоциации «Сообщество потребителей энергии». По его словам, за рубежом энергоемкую промышленность, напротив, освобождают от доплат в тарифах на электроэнергию, чтобы, с одной стороны, поддержать конкурентоспособность, а с другой — «не тащить доплаты по всей экономической цепочке от сырья до готовой продукции со всевозможными накрутками».
Глава Агентства энергетического анализа Алексей Преснов отмечает, что рост цены электроэнергии на 26% для потребителей ФСК не приведет к сопоставимому снижению конечных цен для клиентов распредсетевого комплекса. Сокращение тарифа МРСК и ТСО на 7% позволит снизить общую стоимость электроэнергии для этой категории потребителей лишь на 1,5–2%. Чтобы новые правила заработали уже во втором полугодии 2021 года, отмечает эксперт, закон о дифференциации тарифа ФСК должен быть принят Госдумой в весеннюю сессию, поскольку расчеты по новым ставкам должны быть представлены регуляторам до октября.