Казалось бы, к концу этого года представители самых разных отраслей стали все чаще говорить об ослаблении дефицита полупроводниковых компонентов, а некоторые даже стали жаловаться на возникшие избыточные складские запасы. В автопроме, по словам главы Ford Motor, проблема нехватки чипов очень далека от решения, поскольку концентрируется в сегменте зрелой литографии.
По словам Джима Фарли (Jim Farley), на которые ссылается агентство Bloomberg, в автомобилестроительной сфере накопилось столько проблем, что это мешает ему спать по ночам. Обсуждая сложившуюся ситуацию с коллегой из Texas Instruments, он заявил, что «нам следует лучше понимать ваши перспективные планы по освоению новых технологий». Специалисты по снабжению с обеих сторон должны совместными усилиями устранить имеющиеся проблемы, как заявил глава Ford Motor.
За последние пару лет, как он подчеркнул во время своего выступления на мероприятии, организованном отраслевой ассоциацией SIA, перебои с поставками полупроводниковых компонентов стоили Ford примерно 1,3 млн автомобилей, которые не удалось выпустить. В этом году компания столкнулась с производственным простоем в размере 4 млн человекодней именно по той же причине. Силовые полупроводниковые компоненты, которые используются, например, в приводе щеток стеклоочистителей и стоят по 40 центов за штуку, в итоге сократили производственную программу пикапов Ford F-150 на 40 000 экземпляров в этом году.
По оценкам главы Ford, потребности автопрома в выпускаемых по зрелым техпроцессам чипах сейчас растут в два раза быстрее, чем расширяются профильные производственные мощности. Поставщики чипов до последнего тянули с расширением профильных мощностей, поскольку эти инвестиции довольно долго будут окупаться. Гораздо выгоднее было вкладываться в расширение производства передовых чипов с современной литографией, поскольку в этом сегменте рынка норма прибыли гораздо выше. По словам Джима Фарли, автопроизводители более не могут справляться с проблемой своими силами, они настаивают на поддержке и понимании со стороны поставщиков чипов. Одними только деньгами имеющиеся трудности не преодолеть, как резюмировал Фарли, нужно формировать перспективные планы развития сообща и достигать операционной эффективности во всей экосистеме.
В ноябре прошлого года, напомним, Ford Motor и контрактный производитель чипов GlobalFoundries объявили о сотрудничестве. Не исключено, что в перспективе это позволит Ford принять участие в разработке чипов, которые будут выпускаться на предприятиях GlobalFoundries в США. Пандемия нарушила логистические цепочки, в результате производственные площадки Ford в Северной Америке сильно страдали от перебоев с поставками чипов из других регионов планеты. Правда, эта инициатива с высокой вероятностью направлена на создание чипов, выпускаемых по достаточно продвинутым техпроцессам, и проблему дефицита в зрелой части ассортимента решить не поможет.