Ученые Центра трансфера технологий Университета Лобачевского разрабатывают способ погрузки и разгрузки водных судов за счет скорости ветра на больших высотах. Согласно расчетной модели, система позволит поднимать и перемещать грузы массой до 30 тонн без использования подъемных кранов, платформ и причалов. В 2022 году разработка получила патент на изобретение.
По данным разработчиков проекта, возможно использовать подъемную силу, которую создает скорость ветра 30-50 км/час. Для этого груз на аэростате с гелием необходимо поднять на высоту не менее километра от земли. Затем по принципу маятника с помощью лебедок, подъемного блока и управляющих тросов груз переносится на борт судна или на сушу.
«Одно из главных условий работы системы – оболочка аэростата в форме тарелки. Она обеспечит увеличенную грузоподъемность и устойчивость. Модель экономична и проста, она не требует дополнительных платформ, судов для перевозки или причала. Для управления установкой необходимо участие всего трех человек», – рассказал соавтор разработки, ведущий научный сотрудник Центра трансфера технологий ННГУ Владимир Пальцев.
По словам авторов проекта, предложенная система транспортировки разрабатывается для случаев, когда требуется перенести груз в короткие сроки, а необходимой инфраструктуры для этого нет.
«Учитывая огромную протяженность морской границы и множество рек, беспортовая погрузка-разгрузка судов особенно актуальна для России. Также технология может быть востребована в странах Юго-Восточной Азии и Океании», – сообщил Владимир Пальцев.
Добавим, что разработка нижегородских ученых отмечена золотой медалью на конкурсе изобретений 13-й Международной выставки изобретений на Среднем Востоке. Мероприятие проходило 12-15 февраля 2023 года в Кувейте с участием представителей науки, власти и бизнеса стран Среднего Востока, СНГ, Европы и Африки.
«Особый интерес к разработке проявили представители арабских стран. Сейчас мы планируем создать прототип и продвигать разработку на отечественном и иностранных рынках. Золотая медаль – хороший стимул двигаться дальше к коммерциализации проекта», – сообщил Владимир Пальцев.
Отметим, что проект реализуется Центром трансфера технологий ННГУ в рамках направления «Интеллектуальные транспортные системы» при грантовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.