Важным компонентом любого механизма и элементом, приводящим мир в движение, является подшипник. Это изделие используется повсеместно: автотранспорт, бытовая техника, крупное промышленное производство. Это расходник, слаженная работа которого зависит от качественной и современной замены. Различаются детали техническими характеристиками, особенностями, конструкцией и назначением.
Разновидности и особенности подшипников: классификация изделий
По типу действия подшипники делятся на шариковые, роликовые, игольчатые, корпусные и шарнирные наконечники. Технические устройства являются частью валов и опор вращающихся осей. Изделия легко воспринимают осевые и радиальные нагрузки, передавая их:
- на корпус;
- раму;
- дополнительные части конструкции.
От качества расходных деталей зависят работоспособность, коэффициент полезного действия и долговечность машины.
Наиболее востребованными считаются подшипники качения и скольжения, различающиеся по типу трения. В первых применяется трение качения посредством установки роликов или шариков между неподвижными и подвижными кольцами изделия. Во втором типе опорная поверхность вала и оси проскальзывают по рабочей поверхности изделия.
Подшипник скольжения – важный элемент сложного механизма
Подшипник данного типа представлен в виде стального корпуса, имеющего цилиндрическое отверстие. В последнее устанавливается втулка или вкладыш, выполненные из антифрикционного материала и смазывающего вещества. Чаще всего производители используют цветные металлы. Чтобы изделие работало без проволочек, все зазоры предварительно и тщательно рассчитываются.
Трение скольжения зависит от окружной скорости цапфы, конструктивных особенностей и эксплуатационных условий. При этом смазка бывает:
- сухой;
- жидкостной;
- газовой;
- граничной.
Такие подшипники выпускаются в промышленности серийно, поэтому недостатка в изделиях не наблюдается. Расходные детали не допускают повышенных скоростных показателей вращения, качественно функционируют при ударных и вибрационных нагрузках, в воде. Узлы экономичны при повышенных диаметрах валов, позволяют регулировать ширину зазора для точной установки в геометрической оси вала.
Подшипники качения – качественные, надежные и универсальные изделия
Данный вид подшипников представлены в виде двух равных колец, сепаратора, тел качения, отделенных друг от друга. Подобные изделия показывают повышенную грузоподъемность. Небольшой расход смазочного материала, минимальные габаритные размеры, невысокая стоимость, простота замены и обслуживания, экономия дефицитных цветных материалов, при пуске небольшой момент трения, высокий КПД при минимальном нагреве – основные преимущества и особенности подшипников скольжения.
Упорные роликовые подшипники – особенность и преимущества
Упорные подшипники предназначены для осевых нагрузок, где между двумя кольцами располагаются тела вращения, которые находятся в сепараторах. В зависимости от формы изделия предусматриваются два типа разновидностей.
Самым древним, но до настоящего момента наиболее употребляемым подвидом являются шарикоподшипники, которые состоят из двух колец – внутреннего и внешнего, а также шариков из металлического сплава высокого качества. Каждый компонент расположен в отдельной ячейке, которая разделяет их расположение, за счет чего они не соприкасаются.
Низкая сила трения, долговечность, надежность из-за простоты конструкции, невысокая стоимость, максимальная грузоподъемность, высокая жесткость, отменная работа при небольших скоростях и оборотах, отсутствие в надобности регулярной смазки – ключевые преимущественные характеристики изделий данного типа.
Важно учитывать, что данную серию подшипников не рекомендуется использовать при повышенных радиальных нагрузках, они не справляются с повышенными оборотами рабочего вала.
Производители предлагают широкий ассортимент изделий, которые разделяются на одно- и двухрядные.