Способен ли искусственный интеллект сделать электромоторы эффективнее?

Ученые-инженеры из Университета Нового Южного Уэльса, Австралия, создали новую модель электрического двигателя. Разработанный исследователями электромотор может вращаться до 100 тысяч оборотов в минуту. Как предполагают ученые, их электродвигатель с высокой удельной мощностью позволит в дальнейшем улучшить ходовые характеристики электромобилей: снизить вес и повысить максимальное пройденное расстояние на одной «заправке» батарей.

Инновационный мотор относится к синхронным двигателям с постоянными магнитами, расположенными внутри. По-английски он называется permanent magnet synchronous motor (IPMSM) и отличается высокой эффективностью. Для того, чтобы получать высокий крутящий момент в электродвигателях такого типа, роторы оснащаются магнитами. Но несмотря на все свои преимущества в динамических параметрах, конструкционно IPMSM весьма непрочен. Слабая механическая стойкость мотора накладывает ограничения на его максимальную скорость. Однако австралийские ученые нашли способ улучшить IPMSM-электродвигатель. Сотрудники университета применили новую топологию ротора, увеличив тем самым надежность электродвигателя, снизив при этом объем редкоземельных металлов на единицу произведенной энергии.

Примечательно, что австралийский электромотор создан с привлечением технологий искусственного интеллекта. ИИ предложил 90 возможных вариаций исполнения IPMSM, из которых была выбрана модель мощностью семь киловатт на килограмм массы. Ее максимальная скорость в 100 тыс. об./мин. практически вдвое превышает прежний пиковый показатель таких моторов. Представленный в вузе электродвигатель даст возможность нарастить дальность хода электрокара без увеличения размеров батареи.

По словам разработчиков, их IPMSM-двигатель вариативен — абсолютную мощность можно увеличить до 200 киловатт, а скорость понизить до 18 тысяч оборотов в минуту — наиболее оптимальный показатель для электрических авто. Доводка электродвигателя, созданного в Университете Нового Южного Уэльса, займет от шести месяцев до года, после чего можно приступать к его серийному производству.

Свежие материалы

Читайте еще