Ученые из Технического университета Чалмерса создали аккумуляторную батарею из бетона. Для этого ученые добавили в цементную смесь вкрапления коротких углеродных волокон для повышения электрической проводимости и прочности на изгиб. В качестве анода взяли железо, в качестве катода — никель. Таким образом, ученые смогли получить аккумуляторную батарею со средней плотностью энергии 7 Вт*ч/м2 или 0,8 Вт*ч/л.
По скромным предварительным прогнозам, КПД новой батареи раз в десять превышает предыдущие цементные аналоги. По сравнению с рыночными вариантами аккумуляторов плотность энергии все еще низкая, но это ограничение можно компенсировать за счет огромного объема батареи, встроенной в здание.
Возможности для коммерциализации такой идеи — если она окажется действительно работоспособной — поразительные, так как в будущем многоэтажные здания могли бы аккумулировать энергию, как громадные батареи. Помимо энергоснабжения технологию можно использовать для питания светодиодов, обеспечения связи 4G в отдаленных регионах, защиты катодов от коррозии. В сочетании с солнечными панелями такие дома могли бы становиться источником энергии для систем наблюдения и мониторинга, например, мостов или автотрасс, где сенсоры следят за появлением трещин и коррозии в бетоне.
Главную сложность в реализации такой идеи описала Эмма Чжан, одна из руководителей исследования: «Поскольку бетонные сооружения обычно строят на 50 и более лет, батареи нужно улучшить, чтобы они соответствовали им, или чтобы их проще было заменять и перерабатывать, когда срок их службы выходит. Пока это главная проблема с технической точки зрения».