Польские власти объявила об амбициозном плане по производству электромобилей с нуля. Местная госкомпания ElectroMobility Poland представила прототипы электрического хэтчбека и внедорожника марки Izera, которые она планирует выпустить в 2023 году. Правительственный план предусматривает предоставление 5 млрд злотых ($ 1,3 млрд) на их выпуск.
Для производителя воздушных фильтров PZL Sedziszow план Польши может стать катализатором, который поможет местным поставщикам догнать иностранных конкурентов. Компания начала производство аккумуляторов для электромобилей два года назад и считает, что правительственный план привлечет на местный рынок больше мировых автопроизводителей
«Только новая мобильность может реально стимулировать производство автомобилей в Польше, — сказал владелец и председатель PZL Адам Сикорски. — Если производители увидят, что в Польше достаточно надежных поставщиков запчастей для электромобилей, они будут более склонны создавать сборочные производства в стране».
Производство автомобильных запчастей составляет 11% промышленного производства и 4% валового внутреннего продукта (ВВП) Польши, гораздо меньше, чем в Словакии, Венгрии и Чешской Республике, где на этот сектор приходится более трети промышленного производства. Однако Варшава считает, что переход от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к электромобилям может дать возможность сократить разрыв с другими странами Вышеградской четверки.
Министр по вопросам климата Михал Куртика прогнозирует, что поляки примут на вооружение национальной автомобильный бренд и его успех может повысить международный авторитет поставщиков в стране.
Даже если проект потерпит неудачу, он все равно может увеличить сектор компонентов.
«Трудно сделать автомобиль с нуля, и так же сложно сделать его в больших количествах», — сказал Йенс Хорнинг, глава автомобильного подразделения PricewaterhouseCoopers (PwC) в Центральной и Восточной Европе. — Но это привлечет инновации и новые технологии в пространство поставщиков».
ElectroMobility сейчас ведет переговоры с немецким концерном Volkswagen относительно его платформы MEB, а также с Toyota и Hyundai касательно их архитектур, оптимизированных для электромобилей.
Начало мелкосерийного производства электромобилей позволит польским поставщикам расти вместе с проектом. Это поможет им стать конкурентоспособными на международных рынках.
Высококвалифицированная, но относительно дешевая рабочая сила помогла Чехии, Словакии и Венгрии стать инвестиционными и производственными центрами для мировых автомобильных брендов, таких как VW, Audi, Mercedes-Benz и Kia. Польша отстает в этом отношении, но считает, что переход на электрическую мобильность открывает новые возможности для ее отрасли.