В Португалии запущена инициатива H2Rail, предусматривающая широкое использование водородных поездов на региональных железнодорожных линиях.
В проекте под названием H2Rail участвуют Португальские железные дороги (Comboios de Portugal, CP), инженерный факультет Университета Порту, Португальская ассоциация по продвижению водорода, а также компании-производители CaetanoBus и NomadTech. Первым маршрутом, на котором начнут использоваться поезда с водородными топливными элементами, станет линия с шириной колеи 1000 мм от Авейру до Сернада-да-Вуга.
«Есть много не электрифицированных линий, на которых работают поезда с двигателями внутреннего сгорания, приводящие в действие тяговые электродвигатели. Наша цель — заменить их тяговыми агрегатами с водородными топливными элементами, которые будут вырабатывать электричество», — отметил профессор Адриано Карвалью, директор факультета электротехники и вычислительной техники Университета Порту. Он указывает, что это будет стоить дешевле, чем электрификация линии.
Проект H2Rail состоит из шести этапов, включающих технико-экономическое обоснование, создание станций заправки водородом и строительство прототипа транспортного средства. Испытания водородного поезда могут начаться в 2023 году. Если они пройдут успешно, позже будет заменен подвижной состав и на не электрифицированных линиях стандартной колеи, где электрификация может оказаться менее выгодной альтернативой. Стоимость реализации проекта оценивается в 275,2 млн евро. По этой причине Португалия рассчитывают на помощь ЕС — уже поданы заявки на европейскую поддержку.
H2Rail может оказаться спасением для португальской узкоколейки, изо всех маршрутов которой на сегодня открыт только 37-километровый участок от Авейру до Сернада-да-Вуга. На этой линии работают дизельные агрегаты серии 9630, изготовленные в начале 1990-х годов, которые постепенно достигают возраста, позволяющего производить замену.