Директор по операционной работе Кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково» Олег Перцовский — о том, стоит ли богатой углеводородами России расширять использование возобновляемых источников энергии
В российском энергобалансе возобновляемые источники энергии (ВИЭ) — солнечный свет, ветер, вода, биоресурсы — занимают десятые доли процента, если не считать большую гидроэнергетику. Из-за этого многим они кажутся экзотикой, какой-то локально-нишевой историей. Но в мире это уже не так — например, в Дании на ВИЭ вырабатывается больше 60% электроэнергии. В Германии, у которой установленная мощность энергетики всего в два раза меньше российской, выработка ВИЭ составляет больше трети.
Вначале ключевую роль играли механизмы государственной поддержки: субсидии, тарифы и т.д., сейчас объемы поддержки снижаются, и в некоторых странах и без таких инструментов ВИЭ становятся экономически оправданными, происходит стремительное снижение стоимости киловатт-часа, произведенного на ВИЭ. За последние восемь лет стоимость ветровой энергии снизилась более чем на 65%, солнечной — более чем на 85%.
С одной стороны, это происходит за счет увеличения объемов производства, которому первоначальный толчок дали именно механизмы господдержки, ведь для новых технологий часто существует проблема недостаточного эффекта масштаба: никто не покупает, потому что дорого, а дорого, потому что спрос невелик.
Второй, еще более важный фактор — развитие новых технологий, которые позволяют снизить издержки на производство оборудования и повысить его эффективность. Для солнечной энергетики это наиболее очевидно. Если 20–25 лет назад КПД был 7–8%, то сейчас в среднем около 20% (для наиболее распространенных технологий). В ряде стран возобновляемые источники энергии уже становятся конкурентоспособными по сравнению с топливной генерацией. Даже такие страны, где достаточно углеводородных ресурсов, например Саудовская Аравия и ОАЭ заявляют о грандиозных планах по строительству солнечных электростанций. За прошлый год, например, новых мощностей по возобновляемым источникам в мире ввели больше, чем угольных и газовых, вместе взятых.
По сравнению с другими странами Россия сильно отстает. Другой вопрос, надо ли гнаться, потому что у нас ситуация несколько иная. Во-первых, традиционное топливо (газ и уголь) у нас дешевле, к нему доступ, поэтому нет острой потребности в диверсификации источников энергии. Во-вторых, создана и эффективно функционирует централизованная энергосистема. В-третьих, климатические особенности ограничивают использование ВИЭ. Думаю, что еще очень долго газовая, угольная и атомная энергетика в РФ будут развиваться параллельно с возобновляемой.
Тем не менее гнаться стоит.
Можно ожидать, что, технологии ВИЭ достигнут такого уровня, что и в России будет экономически выгодно их применять, а собственных разработок у нас не окажется. В этом случае российские генерирующие компании будут полностью зависеть от зарубежных производителей, хотя исторически в РФ есть сильная школа по ВИЭ, в особенности, по солнечной энергетике. К тому же для обслуживания оборудования ВИЭ нужна квалификация: надо понимать их специфику, принципы работы, поэтому и с точки зрения технологий, и с точки зрения инжиниринга необходимо нарабатывать практику, развивать собственное производство, внедрять различные технологии.
Наличие технологий в области ВИЭ создает большие возможности и с точки зрения экспорта: не так много государств имеют технологии, которые можно экспортировать в том числе в развивающиеся страны.
Уже сейчас в России есть места, где можно с большой выгодой использовать возобновляемые источники энергии. В первую очередь это удаленные регионы Крайнего Севера: Якутия, некоторые другие районы Дальнего Востока. Там энергетика иногда базируется на дизель-генераторах, топливо для которых везут за сотни километров, и там вполне можно эффективно использовать солнечную энергетику уже сейчас. А оборудование для возобновляемой энергетики — это большая новая индустрия, которая создаст много новых рабочих мест.
В России существует целый ряд механизмов поддержки внедрения ВИЭ. По ним проводятся конкурсы на отбор проектов по строительству мощностей с заключением договоров поставки мощности. Государство фиксирует объемы и цены поставки и фактически гарантирует возврат на вложенный капитал. Те, кто развивает производство в России, получают преимущества на конкурсах.
И тут уместно сказать о возможности не только локализации зарубежных технологий, но и о российских технологиях в области ВИЭ. Например, компания «ВДМ-техника», участница «Сколково», создала технологию, которая на конкурсе в Испании получила первую премию за разработку генератора, эффективно работающего при низких скоростях ветра. Это резко расширяет число регионов, в которых есть смысл использовать такие установки. Компания уже производит установки мощностью 5 кВт и работает над расширением линейки.
Другой участник «Сколково», компания «НТЦ тонкопленочных технологий», разработала и поставила в производство солнечные панели, которые по КПД (22,7%) входят в пятерку лидеров в мире в своем классе. Интересно, что их материнская компания «Хевел» начинала с локализации швейцарской технологии с КПД около 9%, а в прошлом году ввела в эксплуатацию завод по производству солнечных панелей на 160 МВт в год уже по новой российской технологии. Пока в абсолютных значениях цифры небольшие, но это важные шаги, и здесь есть позитивная динамика.
Картина будущего возобновляемой электроэнергетики будет зависеть не только от технологий собственно генерации, но и от технологий накопления энергии. Генерация солнечной и ветроэнергетики непредсказуема и зависит от погодных условий. Объемы выдачи энергии в сеть могут сильно колебаться не только по дням, но и по часам. Это, наверное, наиболее острая проблема развития ВИЭ. Основное решение — хранение энергии для ее выдачи в нужное время.
Сейчас активно развиваются различные типы накопителей: литий-ионные аккумуляторы, проточные батареи и др. И если пару лет назад это были пилотные проекты, то сейчас за рубежом уже начинают заниматься промышленным внедрением накопителей сетевого класса. У нас тоже есть ряд компаний, которые занимаются технологиями накопления.
Передовые технологии плюс развитие локального производства плюс необходимая нормативная база — вот три слагаемых успешного развития возобновляемой электроэнергетики в России.
Олег Перцовский