Продолжаем интерактивную экскурсию «500 кВ русской независимости» по заводу «Кирскабель» в рамках спецпроекта «Ункомтех 360». В предыдущей части мы заглянули в историю вопроса и выяснили, как энергетика становится оружием и инструментом манипуляции целыми странами, как отечественные кабельные предприятия впали в технологическую аддикцию от импортного оборудования и сырья и сколько нужно заплатить за собственную «независимость» в высоковольтном сегменте кабеля? Это непростой, но крайне важный материал нашего проекта, который позволит лучше понять процессы, протекающие на рынке. История про инициативу, большие и рисковые инвестиции в энергобезопасность собственной страны. Рекомендуем вдумчиво ознакомиться с первой частью.
В этом материале нам предстоит отправится в цех и пройти по технологической цепочке «кабеля русской независимости». Вы узнаете, что объединяет спорткары Ferrari и кабельное оборудование, почему «Кирскабель» — это фактически новый завод. Мы разберемся в психологии перестройки заводов и узнаем, чем пахнут большие деньги в кабельном бизнесе. Все в наглядном формате и с непривычных ракурсов в проекте «Ункомтех 360»!
Этот небольшой отрезок кабеля и есть «500 кВ русской независимости». Это не просто кабель, он символизирует надежду и энтузиазм целого поколения, воплощенные в форме медной токопроводящей жилы сечением 3000 мм2 с изоляцией из сшитого полиэтилена, разработанного и изготовленного в России и готового для коммерческого применения. Это то, что делает нас по-настоящему свободными и может стать надежным фундаментом энергетики России на ближайшие десятилетия
Аддикция или зависимость? Выход кабельщиков из зоны комфорта
Есть такой термин – аддикция. В большинстве случаев его используют, когда хотят мягко намекнуть человеку на его зависимость, но при этом не называть вещи своими именами. Например, говорят, что у человека аддикция, связанная с алкоголем, а не называют его алкоголиком. Но это не просто очередное модное словечко. Есть важное различие между аддикцией и физической зависимостью, например, от психоактивных веществ. Аддикция – это лишь психологическое привыкание.
Кажется, что у нас у всех аддикция на все иностранное. Мы считаем, что импортное лучше отечественного, и зачастую используем технологии и решения просто из-за привыкания. Конечно, к хорошему быстро привыкаешь, а от привычек непросто избавиться. Но очевидно, что именно сейчас наступает то самое время, чтобы выйти из зоны комфорта и обрести настоящую свободу.
Импорт кабеля в Россию относительно небольшой. В некоторых сегментах он полностью отсутствует. А вот сложные материалы и высокотехнологичное оборудование – это всегда 100% импорт. И проблема даже не в том, что это невозможно сделать у нас в стране. Государство, способное создавать ядерное оружие, уж точно способно производить хорошие экструзионные линии. Возможно все. Но существует проблема привыкания. Да и зачем самим что-то делать, если это можно просто купить? Это проблема не только кабельной промышленности. В нефтегазовом секторе аналогичная ситуация: ключевое технологическое оборудование поставляют иностранные компании.
Начать собственное производство современного высоковольтного кабеля из сшитого полиэтилена – это выход из зоны комфорта, решительный шаг, сделанный «Кирскабелем». Объем инвестиций, сроки освоения производства и вывод продукта на рынок – серьезный вызов, который нужно было принять, чтобы сделать те самые «500 кВ русской независимости».
Тот самый запах больших денег
О да, этот запах! Он не похож на характерный аромат других цехов. Он заметно отличается от пощипывающего и тяжелого запаха цеха силового кабеля или смазочно-металлической «липкой» атмосферы цеха неизолированных кабелей. Здесь пахнет чистотой и чем-то слегка сладковатым. Но этот запах – он совсем не мощный, скорее, как духи, шлейф от которых остался висеть в воздухе. Приятный аромат. Так пахнет сшитый полиэтилен. Дорогой сшитый полиэтилен. Это сразу понимаешь, когда попадаешь в цех высоковольтных кабелей на «Кирскабеле». Здесь совершенно другие атмосфера и масштаб, простор, ощущаемый не только в светлых пролетах и исполинских барабанах, но еще и воздухе.
Цех впечатляет своими размерами. Изначально ориентированный на производство кабеля крупных сечений, он и воспринимается по-другому. Здесь все масштабно. Огромные барабаны, широкие пролеты, здоровенные приемники и отдатчики. Чувствуется размах и простор для производства «кабеля русской независимости».
Смотреть в будущее и видеть перспективы
Само здание цеха высоковольтного кабеля было возведено в 1968–1972 годах. В разные периоды работы завода здесь производились кабели в пластмассовой изоляции до 1 кВ (всем привычные марки вроде АВВГ), неизолированные провода, а также кабели типа СБГ с бумажно-пропитанной изоляцией. Такая номенклатура кабельной продукции уже не соответствует требованиям времени. Во-первых, производителей на рынке становилось все больше, во-вторых, появился фальсификат, в-третьих, развивались технологии. В «Ункомтехе» видели все эти рыночные процессы. Нельзя было останавливаться на том, что есть: для успешного развития предприятий требовалось постоянно совершенствоваться и идти в более дорогие и сложные продукты.
«Я еще когда в институте учился, уже тогда говорили, что бумага умирает… Она и умирала…»
Генеральный директор завода «Кирскабель»
Глобальная реконструкция и оснащение цеха для выпуска кабеля высокого напряжения началась еще в 2008 году. В кризисное для кабельного бизнеса время здесь начались глобальные инвестиции в оборудование, которые не останавливаются и по сегодняшний день. Кабельный завод – это очень живое и динамичное производство. Нельзя купить линию, нажать кнопку и получать деньги. Слишком много нюансов, которые требуют внимания. Например, требуются сотни вариантов оснастки для линий, дорны, матрицы, бандажные кольца и конуса, фильеры и ремни. Регулярной замены требуют шнеки экструзионных линий. На большинстве крупных заводов есть собственный механический цех для изготовления мелкой оснастки и запчастей, что серьезно снижает зависимость от импортного оборудования и комплектующих и сокращает сроки запуска новой продукции или технологических простоев в случае поломок. Однако такие вещи, как шнеки, произвести собственными силами очень сложно.
Перестройка начинается в головах, а не в цехах
«Киркабель» постоянно перестраивается, переоснащается, модернизируется и цифровизируется. Этому подвержены все цеха и производственные участки, даже такие, как производство кабеля с минеральной изоляцией, где основу составляет оборудование из Японии и Великобритании 70–80-х годов. Это, по сути, бесконечный процесс, который идет параллельно с развитием рынка и технологий кабельного производства. На старом оборудовании выпускать многие виды современной кабельной продукции просто нереально. Но нужно не только оборудование. Нужны компетенции, служба качества, документация, сертификация и, конечно, маркетинг и сбыт. Нельзя просто так взять и выпустить новый кабель или запустить целую группу кабельной продукции без серьезной подготовительной работы. Например, разработка и выпуск линейки LAN-подобных кабелей – это совершенно новый тип номенклатуры для завода, а значит, перестройка была нужна в первую очередь не на производственных линиях, а в головах людей.
Бесконечная модернизация и «мягкая» техническая независимость
Номенклатура продукции со времен СССР изменилась очень сильно. Изменились требования. Изменился рынок. Изменились условия, и заводу жизненно необходимо было обновляться. Новый парк оборудования завода «Кирскабель» представлен в основном продукцией европейских производителей. Электронная начинка линий тоже полностью импортная, и с этим приходится мириться. Отечественное кабельное машиностроение далеко отстало от мирового уровня. Поэтому для производства «кабеля русской независимости» все-таки требуется применять импортное оборудование.
Несмотря на то, что оборудование – это, безусловно, чувствительный элемент, оно все-таки физически находится у нас в стране, на российском заводе. Оно настроено, работает и обслуживается собственными силами. Оно современное и производительное, а значит, в ближайшие 20–30 лет может стабильно обеспечивать выпуск кабельной продукции в России. Конечно, хочется иметь 100 % импортозамещения во всем. Но если можно купить линию, поставить ее у себя и полностью контролировать, то такой «мягкий» сценарий технологической независимости тоже выглядит вполне приемлемым.
Подход «Ункомтеха», при котором нужно иметь все свое, сегодня выглядит как никогда актуальным. Здесь понимали важность импортозамещения и независимости. Сюда вкладывались инвестиции, которые предстоит окупать еще много лет. Но это свое собственное. Независимое. Современное производство мирового уровня.
У нас 300 миллиардов осталось сейчас в западных банках! Может быть, мы лучше построили бы реактор (имеется в виду реактор для производства высококачественного полиэтилена для высоковольтного кабеля — прим. ред. RusCable.Ru)!? Если мы и дальше будем говорить, что потребность маленькая – 30, 50, 100 тонн, и мы не будем этого делать, то у нас никогда не будет своего материала. Надо ставить такие вопросы перед Минпромторгом и решать их…
То количество денег, которое выделяется государством на строительство, явно недостаточное по сравнению с тем же банковским сектором. Нужно глобально менять политику. Нет мощностей, нет импортозамещения. А мы сидим и думаем, нужен нам реактор или нет! Это рабочий вопрос! Кризис жахнул, надо выделять деньги и поставить реактор на заводе.
Генеральный директор УНКОМТЕХ
(на собрании Ассоциации «Электрокабель» 13.09.2022)
Важна каждая деталь
Проходя по цехам, невозможно не отметить внимательность к деталям и грамотное «управление цветом», о котором мы уже рассказывали. Ярко выкрашенные в традиционный цвет Ferrari rosso corsa итальянские линии в цехе силовых кабелей особенно выделяются на фоне остального оборудования. Они смотрятся так, словно их только что смонтировали. Действительно, как наполированный спорткар среди седанов в автомобильной пробке. Оборудование буквально притягивает взгляд, смотрится и ощущается более новым, чем есть на самом деле. Казалось бы, всего лишь краска. Но как влияет на восприятие!
Просто ощутите, как цвет производственной линии влияет на ее восприятие. Яркие и сочные «спорткары» сразу притягивают взгляд и выделаются на фоне серо-фиолетовых цветов других линий. На фотографиях оборудование примерно одного года установки, но насколько по-разному воспринимается «оценочный» возраст и состояние!
Цвет – это доступный и мощный инструмент повышения культуры производства, который на «Кирскабеле» умеют использовать. И это только один из примеров. Есть еще и «розовые» линии
Последовательность в действиях
Выпуск кабеля на напряжение 500 кВ – это нетривиальная задача даже для такого гиганта, как «Ункомтех», и сходу освоить такое производство практически невозможно. Однако задел на будущее начал формироваться еще с 2008 года. При проектировании линий и цеха уже учитывалась необходимость в будущем выпускать кабель сечением 3000 мм2 на напряжение 550 кВ. Помимо решения такой глобальной задачи, требовалось освоить, произвести, аттестовать, испытать продукцию и вывести на рынок сначала кабели на среднее напряжение, а затем – на 110 и 220 кВ. С указанными задачами «Кирскабель» успешно справился, наработав при этом необходимые компетенции, чтобы взяться за суперпроект кабеля на напряжение 500 кВ.
Здесь, теперь уже на розовой линии, в тягу постепенно спускается готовый кабель на 110 кВ. Масштабы цеха и длина линий впечатляют. На фото можно увидеть, что на заводе 2 наклонные линии, установленные параллельно друг другу. Одна для кабеля на 500 кВ, другая для кабеля на 110 кВ. В конце виднеются и огромные принимающие барабаны.
Нюансы производства
Технология производства «кабеля русской независимости» несильно отличается от выпуска любой другой кабельной продукции. Но нюансов и особенностей здесь очень много. Огромные размеры и вес кабеля делают некоторые простые операции непростой инженерной и даже «физической» задачей для работников цеха. Естественно, все начинается с волочения. Поскольку каждый цех «Кирскабеля» – по сути «завод в заводе», то здесь работают 2 машины грубого волочения: одна для алюминия, другая для меди. Средняя производительность линий составляет 15 тонн в сутки. Максимальная – около 20 тонн. При нормальной загрузке этого более чем достаточно, но при пиковых нагрузках, когда поступают крупные заказы на кабель больших сечений, часть проволоки изготавливается в других цехах.
Участок волочения начинается у дальней части цеха, там, где была сделана пристройка для установки наклонной линии. Здесь хорошо видны два отдельных участка для волочения меди и алюминия, а за спинами наших героев за желтыми ограждениями – раритетные линии скрутки, которые остались в цехе примерно с 1970-х годов.
Большому кабелю – большой барабан! Стандартно № 42, а максимально № 50!
В цеху сразу бросаются в глаза огромные кабельные барабаны. Чаще всего здесь применяют барабаны № 42 (диаметр щеки 4,2 метра). Максимальный размер, на который рассчитаны приемные устройства, – барабаны № 50. Конечно, гипотетически можно сделать еще более крупный кабельный барабан, но возникают нюансы, на этот раз с логистикой. Перевозка даже барабанов № 42 требует низкорамного спецборта и движения по особому маршруту. Стоит понимать, что транспортировка такого кабеля — тоже крайне ответственная и дорогостоящая процедура, несоизмеримая с перевозкой другого кабеля.
Рядом с такими барабанами ощущаешь себя столь незначительным! Начинаешь понимать и лучше осознавать масштаб производства и продукции.
Строительная длина выпускаемого здесь кабеля физически ограничена максимальным размером барабана. Сейчас это барабан № 50. Однако даже этого часто хватает с большим запасом. Заказы на различные варианты «кабеля независимости» редко превышают 200–300 метров. Важно понимать, что большой барабан нужен не только, чтобы намотать побольше, но и чтобы не превышать допустимый радиус изгиба.
Отточенные движения и технологии
Цех загружен. На каждом участке, на каждой линии выполняются необходимые операции. Людей при этом практически не видно. Цех словно работает сам по себе. Естественно, все очень крупное, так как цех нацелен на выпуск кабеля больших сечений. Огромный драм-твистер неторопливо скручивает жилу. Отдельного внимания заслуживают процессы зачистки кабеля для испытаний, а еще камеры дегазации.
Сверху вид лучше. Цех раскрывается с новых ракурсов. То, что с земли кажется чем-то хаотично наставленным, с высоты 5–6 метров выглядит четким и структурированным.
Огромные барабаны стройно стоят четко по линиям разметки, а работники практически незаметны в масштабе цеха.
«Кабель русской независимости» ждет! Впереди самое интересное!
Наконец, мы приблизились к началу наклонной линии. Нам пора подняться наверх, чтобы увидеть, как создается «кабель русской независимости». В следующей части репортажа: чистая и «почти чистая» комнаты, единственная в городе смотровая площадка, подробный обзор устройства и сравнение линий среднего и высокого напряжения, лайфхаки производства и, конечно, испытательная станция. Все это – доступным языком и с непривычных ракурсов. Интерактивный проект «Ункомтех 360» продолжается!
Читайте продолжение. Глава 5. Технологии освобождения без права на ошибку
Читайте и смотрите все материалы спецпроекта «Ункомтех 360»
Эпизод 1. Кабель судного дня
Глава 1. Кирскабель. Здесь делают кабель «судного дня» с минеральной изоляцией
Глава 2. Громадная печь и уникальные технологии
Эпизод 2. 500 кВ Русской независимости
Глава 3. Цена энергобезопасности и война, которую нельзя проиграть
Глава 4. Конец бумаги и психология перестройки
Глава 5. Технологии освобождения без права на ошибку
Видеоэпизоды проекта
Кабель судного дня на заводе Кирскабель. Ункомтех 360. Часть 1
Кабель судного дня 2. Кирскабель. Кабели с минеральной изоляцией для атомных реакторов. Ункомтех 360