Космические лучи вместо GPS

Система GPS чрезвычайно востребована в обиходе — она помогает в навигации, слежении, картографировании и всевозможных других целях. Тем не менее GPS имеет некоторые важные недостатки, в первую очередь — практически не работает в зданиях, пещерах или, например, под водой. Поэтому японские ученые разработали метод альтернативной навигации — с использованием т. н. «космических лучей».

Как сообщается в журнале iScience, альтернативная система заменит навигацию с помощью радиоволн — вместо этого оборудование регистрирует мюоны космических лучей. Команда исследователей провела успешный тест — однажды система, возможно, будет применяться исследовательскими и спасательными командами, например для точного направления подводных роботов или для того, чтобы автономные модули могли ориентироваться под землей.

По словам одного из авторов исследования Хироюки Танаки (Hiroyuki Tanaka) из международного объединения The International Muography Research Orgzanization (Muographix), теперь разработан новый тип навигации, названный «мюометрической системой позиционирования (muPS), способной работать под землей, в помещениях и под водой».

Данные элементарные частицы мюоны давно используются в археологических исследованиях, для поиска нелегально транспортируемых ядерных материалов на границах, для точного мониторинга активности вулканов — в попытках предсказать новые извержения.

Так, в 2008 году ученые Техасского университета в Остине перепрофилировали старые мюонные детекторы для поиска скрытых руин майя в Белизе. Физики Лос-Аламосской национальной лаборатории разрабатывают портативные варианты мюонных систем, позволяющих открыть секреты конструкции купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

В 2016 году ученые использовали мюонные технологии для обнаружения скрытого коридора в Великой пирамиде Гизы в Египте, а годом позже обнаружили таинственное пространство в еще одной зоне той же пирамиды. Наконец, только в прошлом месяце ученые использовали мюонную визуализацию, открыв ранее скрытую полость в руинах древнего некрополя в Неаполе — на глубине около 10 м под поверхностью современного итальянского города.