Среди основных проблем в электроэнергетике профильный комитет отмечает перекрестное субсидирование населения в тарифах на передачу электроэнергии, а также рост субсидирования потребителей со стороны генерации в рамках регулируемых договоров на оптовом рынке.
Комитет Госдумы по энергетике по итогам обсуждения проблем тарифного регулирования в электроэнергетике предложил изменить подход к системе ценообразоваяния, в том числе в части дифференциации тарифов для населения в зависимости от объемов потребления. Об этом сообщил председатель комитета Павел Завальный на круглом столе в Госдуме.
«Целью должно стать наведение порядка в тарифообразовании, повышение прозрачности, обоснованности и справедливости тарифов, создание интегрированного конкурентного оптово-розничного рынка электроэнергии», — говорится в сообщении комитета со ссылкой на Завального.
Среди основных проблем в электроэнергетике комитет отмечает перекрестное субсидирование населения в тарифах на передачу электроэнергии, рост субсидирования потребителей со стороны генерации в рамках регулируемых договоров на оптовом рынке, сокращение рыночного сектора на оптовом рынке, отсутствие конкуренции на розничных рынках электроэнергии, увеличение доли регулируемых механизмов, таких как ДПМ (договор о предоставлении мощности) и разного рода надбавки. По мнению Завального, все принимаемые в течение последних лет решения и нормативные акты «фактически не приводят к упорядочиванию системы тарифообразования в электроэнергетике», а, наоборот, делают ее все «более сложной и непрозрачной».
«Нужны радикальные шаги, принципиальное изменение подхода», — отмечается в сообщении.
Тарифы для населения и розничные рынки электроэнергии
Комитет полагает рациональным установление дифференцированных тарифов для населения в зависимости от объемов потребления.
«Это позволит стимулировать энергосбережение, снизит нагрузку на бюджет в части возмещения предоставляемых льгот по оплате электроэнергии, позволит создать базу для снижения перекрестного субсидирования в будущем. Важно отметить, что на социально незащищенные слои населения изменение порядка оплаты за электроэнергию не повлияет. Связанная с увеличением платежей за электроэнергию нагрузка придется на обеспеченные слои населения со сверхнормативным электропотреблением», — говорится в сообщении комитета.
В комитете считают, что необходимо «наполнить» розничные рынки электроэнергии предложением генерации, поставляющей электроэнергию в распределительные сети, а не только электроэнергией с оптового рынка. Для этого необходим более открытый доступ на розничные рынки для малой распределенной генерации.
Льготное техприсоединение и перекрестное субсидирование
Комитет отмечает, что важно рационально решить вопрос о льготном технологическом присоединении.
«Установление платы за него существенно ниже экономически обоснованного уровня привело к безответственному отношению со стороны потребителей к заявкам: подключенная мощность «льготных» потребителей, как правило, используется не более чем на 20%. Ограничение льготного техприсоединения и введение платы за резервирование избыточных мощностей могло бы снизить нагрузку и на промышленных, и на так называемых прочих потребителей — сельхозпроизводителей, бюджетные организации», — отмечается в сообщении.
Проблема перекрестного субсидирования одна из самых сложных и тяжело решаемых проблем в электроэнергетике, считают в комитете. Перекрестное субсидирование сдерживает развитие промышленности, инвестиции в стране уменьшаются более чем на 50 млрд руб. в год. По оценкам экспертов перекрестное субсидирование влечет за собой снижение ВВП страны на 2%-2,5% и промышленного производства на 1,25-2,5% в год, отметили в комитете.
Наиболее целесообразным комитет считает справедливое распределение «перекрестки» на все категории потребителей, за исключением населения и приравненных к нему категорий, независимо от их присоединения к магистральным или распределительным электрическим сетям, с дифференциацией тарифа на услуги по передаче электроэнергии по единой общероссийской электрической сети в зависимости от категории потребителей. При этом количество групп потребителей, приравненных к категории населения, нужно сократить. Радикальным решением может стать перенос перекрестного субсидирования населения на оптовый рынок, отметили в комитете.
Плата за потребление и за мощность для промышленных потребителей
Комитет считает правильным с точки зрения рыночного ценообразования введение двухставочного тарифа, включающего в себя плату за мощность и плату за фактическое потребление электрической энергии, что соответствует существующей модели оптового рынка электроэнергии. Плата за мощность покроет условно-постоянные и инвестиционные затраты в сетевом комплексе, включая льготное технологическое присоединение, плата за потребление — переменные затраты, считают в комитете.
«Применение платы за мощность и платы за фактическое потребление электрической энергии должно касаться только промышленных потребителей. Учитывая, что стоимость электроэнергии для населения и приравненных к нему категорий сегодня регулируется и субсидируется за счет других потребителей, оптимальный выбор ценообразования для них — тарифное меню с разной стоимостью электроэнергии в зависимости и времени суток в сочетании с дифференциацией от объема потребления», — пояснили в комитете.
Предложение отличается от существующих сегодня двухставочных тарифов, когда оплачивается отдельно ставка за содержание сетей и ставка за потери в сетях, при этом ставка за потери обычно включается поставщиком в цену электроэнергии.
Также комитет считает целесообразным стимулировать скорейший полный переход на интеллектуальные технологии учета электроэнергии с учетом действующих ограничений по росту тарифов на электроэнергию для населения, внедрить механизмы бюджетной поддержки инвесторов в развитие электроэнергетики для снижения нагрузки на оптовый рынок, разработать меры государственной поддержки сельхозпроизводителей путем выделения им адресных субсидий на электроэнергию.
Предложения войдут в рекомендации комитета правительству России.