Накопленный эффект от внедрения искусственного интеллекта в нефтегазовой отрасли, в частности, для вовлечения новых запасов в добычу, повышения эффективности существующих проектов в период с 2025 по 2030 год может достичь 0,8 трлн. рублей, а в период до 2040 года – увеличиться до 2,45 трлн. рублей.
Об этом сообщил заместитель Министра энергетики РФ Павел Сорокин на круглом столе «ИИ для бизнеса: Цифровая трансформация нефтегазовой отрасли» конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес», который состоялся 11 декабря 2020 года.
«Пока углеводороды являются основой мировой энергетики, необходимо работать над эффективной интерпретацией данных, увеличением налоговой базы, монетизацией запасов. Интерпретация данных может быть в десятки раз быстрее, позволяя вовлечь в разработку новые залежи. Если мы будем медлить и в следующие 10-20 лет не сможем интерпретировать получаемые данные, то мы потеряем это «окно возможностей» – когда нам необходимо начать новые крупные проекты с большим инвестиционным циклом», – сказал он.
Павел Сорокин отметил, что «окно возможностей» будет постепенно сокращаться в ближайшие 20 лет – к 2040 году доля нефти и газа в мировом энергобалансе упадет до 46% с текущих 54%. Это произойдет за счет активного внедрения возобновляемых источников энергии (ВИЭ), биоэнергии и водорода. В итоге к 2040 году доля нефти упадет с 31% до 23%, угля – с 26% до 19%, в то же время доля газа вырастет с 23% до 25%, ВИЭ – с 2% до 8%, биоэнергии – с 9% до 11%.
По его словам, на сегодня главная проблема для повышения эффективности и внедрения искусственного интеллекта в российском ТЭК – необходимость агрегации усилий компаний отрасли, пока что действующих чаще разрозненно, чем единым фронтом.
«Между тем, мы видим возможности для существенного повышения эффективности добычи и ускорения процессов при помощи использования массива данных. Это в том числе позволяет ускорить принятие решений, потенциально сэкономить несколько лет на горизонте жизни проекта», – добавил он.