8 сентября 1941 года Ленинград вступил в самую трагичную веху в своей истории, которая длилась 872 дня. Приближалась зима, более чем 2,5 млн человек оставались в фашистском окружении отрезанными от «большой земли» без возможности пополнения запасов продовольствия, товаров народного потребления, топлива… Энергетическая блокада — еще один ужасный эпизод тяжелого времени Города-Героя Санкт-Петербурга.
Немецкие войска стремительно наступали на Ленинград с запада и с юга, не щадя ни один населенный пункт на подступах к нему, с тем чтобы по приказу Гитлера стереть город на Неве с лица земли. 26 июня 1941-го занят Даугавпилс (Латвия), 9 июля — Псков, 19 августа — Новгород, 21 августа начались оборонительные бои на ближних подступах к Ленинграду. 8 сентября взят город Шлиссельбург, и блокадное кольцо замкнулось. 6 сентября на Ленинград совершен первый ночной авианалет, 8-го днем на крыши домов посыпались зажигательные бомбы, вследствие чего начались пожары, в одном из которых сгорел самый большой городской продовольственный запас — Бадаевские склады.
На подходах к городу враг уничтожил электростанции, ЛЭП, снабжавшие его электроэнергией. В распоряжении ленинградцев остались всего 5 тепловых электростанций, которые могли обеспечивать электроэнергией лишь социально значимые объекты. Для оставшихся энергообъектов энергетики собирали топливо на остановившихся предприятиях (они тогда работали на угле), но вскоре электростанции стали переводить на торф. Реализация таких мероприятий требовала срочной реконструкции автоматики и релейной защиты. 25 января на весь город осталась и вовсе одна станция — ГЭС-1 (сегодня электростанция-1 Центральной ТЭЦ ОАО «ТГК-1»). Ленинград, разбитые окна которого были наспех забиты чем попало, погрузился в угнетающий мрак. Остановился транспорт. Нескончаемые сумерки и ночь усугублялись голодом, холодом, болезнями и неизвестностью… Целый год прошел до того момента, когда удалось прорвать, наконец, энергетическую блокаду.
Жители Ленинграда отчаянно сопротивлялись циничному плану Третьего рейха. Большинство работников предприятий были мобилизованы, заводы без энергетических ресурсов и рабочих рук вскоре встали. В их числе оказался и «Севкабель», однако остановка продолжалась недолго.
В августе-сентябре 1941-го с предприятия эвакуировали 240 единиц оборудования, техническую документацию и готовую продукцию. Отныне только четверть работников продолжала трудиться на заводе. И уже тогда свою особенную роль в приближении дня прорыва блокады играла Ладога.
Самое крупное в Европе пресноводное озеро — Ладожское. Эта большая вода всегда отличалась суровостью и неприветливостью. Постоянные сильные ветра достигают своего апогея осенью и заставляют Ладогу чрезмерно волноваться, что затрудняет судоходство. Высота волн достигает 4 м, а в непогоду и того и выше. Древнерусские летописцы называли его уважительно: «озеро великое Нево», а в переводе с финского nevo — это «море». В скандинавских сагах озеро звалось Альдога (фин. aalto — «волна»). Собственно, скандинавское название и трансформировалось в русское «Ладога» в начале XVIII века.
В октябре 41-го сотрудники «Севкабеля» и связисты Ленфронта по дну Ладожского озера проложили кабель связи. Однако решение более сложных задач еще только предстояло.
***
В январе 1942 главную ставку, как на основного поставщика электроэнергии в город, сделали на Волховскую ГЭС, восстановленную после демонтажа и эвакуации оборудования при подходе немецких войск. Реализации задуманного требовала изготовления в мизерные сроки более 100 км кабеля для строительства новой ЛЭП Волхов-Ленинград. 32-километровому участку кабеля надлежало стать подводным.
Курс подводного кабеля предполагалось направить от мыса Корреджа неподалеку от деревни Кобона на соседний берег в самой узкой части озера южнее маяка Осиновец рядом с «Дорогой жизни». На восточном берегу Ладоги необходимо было соорудить понижающую подстанцию, а на западном, в районе маяка, повышающую подстанцию и соединить ее с линией, идущей в Ленинград. Но что более всего было невероятным и вряд ли реализуемым вне чрезвычайной ситуации, которая тогда создалась, это, во-первых, сроки прокладки кабеля — 56 дней. Успеть нужно было к 4 октября 1942 года. Во-вторых, кабель жизни требовалось проложить в условиях строжайшей секретности, чтобы враг даже не заподозрил о спасительном для ленинградцев плане, поэтому проведение работ предписывалось только в ночное время. Все это предстояло выполнить изнуренным, отчаянным, но не отчаявшимся людям.
Ладожскую операцию разрабатывали главный инженер завода «Севкабель» Д. В. Быков, руководители «Ленэнерго» И. П. Карасев, С. В. Усов, главный инженер кабельной сети И. И. Ежов. Главный инженер высоковольтной сети Л. Д. Наумовский был ответственен за береговые подходы к подводной линии, а профессор А. А. Вульф, старший инженер «Ленэнерго», произвел расчеты, по которым прокладывали подводную ЛЭП в водах Ладоги от Волховской ГЭС. И еще множество обессилевших, но отважных людей, в основном женщин, были задействованы в возведении электрической параллели «Дороги жизни».
Громадную изыскательную, гидрографическую работу осуществили в неимоверно короткие сроки. И. И. Ежов придумал иную, ранее не использовавшуюся схему прокладки кабеля, которая значительно сократила продолжительность работ. До того момента кабель укладывали по 300-500 метров, монтируя прямо на воде муфты. Новый способ заключался в том, чтобы укладывать кабель петлями сначала в барже и на ней же монтировать муфты. Такая технология позволила кабельщикам сократить период прокладки с 3-4 месяцев до 10-12 часов!
***
Без водо-, паро- и электроснабжения, под регулярными артобстрелами день и ночь на «Севкабеле» трудилась оставшаяся часть работников, женщины и дети. Отсутствие необходимой материальной базы, изоляционных материалов (пришлось вместо них использовать бумагу для производства денег с водяными знаками) не позволило полуразрушенному заводу выдать кабель необходимой проводимости 35 кВ. Заводчане произвели кабель выдерживающий напряжение лишь 10 кВ марки СКС сечением 3×120 мм, поэтому добавилось еще четыре проходки. Для надежности и дополнительных киловатт решили проложить и пятый. В общей сложности протяженность «кабеля жизни» составляла более 100 км.
24 августа 1942 в бухту Морье, которую выбрали в качестве монтажной площадки, привезли более 40 барабанов кабеля, выгружая железнодорожными кранами. В километре от бухты в лесу на берегу Черной речки расположился лагерь для отдыха работников. Лес стал естественной защитой людей от вражеской разведки с воздуха, саму бухту тщательно замаскировали.
В помощь кабельщикам прислали связистов из 162-й роты связи, привлекли работниц завода-производителя труб «Красный выборжец», абразивного завода «Ильич», водолазов Краснознаменного Балтийского флота. Обследование дна выявило значительные подводные препятствия, из-за которых пришлось внести коррективы в кабельную трассу.
Соорудили роликовую дорожку, по которой женщины тянули кабель на баржу (здесь нужно отметить, что метр «кабеля жизни» весил более 50 кг). Связисты укладывали его в трюме баржи, а электромонтеры тут же монтировали муфты.
Ночью при прокладке первой линии прошли только половину пути — на середине озера начало штормить. Но зато кабельщики убедились в том, что за ночь действительно возможно проложить одну линию от западной подстанции до восточной. Результаты первой ночной работы признали удачными.
Однако энергетикам предстояло смонтировать на барже, а подводникам опустить на дно озера еще три нити «Кабеля жизни». И, к сожалению, угрозу несла не только Ладога: еще более серьезная опасность грозила прийти с неба. Люди — на воде ли, на земле — подвергались регулярному нападению немецких самолетов. То же случилось и во время прокладки последней, пятой, линии.
23 сентября 1942 года смонтирована вторая подводная линия, в 18:30 в оккупированный город из Кобоны пришел ток. Свершился энергетический прорыв блокады!
48 дней вместо 56-ти отважные, преданные своему народу и своему делу проектировщики, геодезисты подводники, кабельщики, связисты, работницы промпредприятий прокладывали по ладожскому дну пять нитей кабеля, которые в дальнейшем передавали с Волховской ГЭС 17-18 тысяч киловатт. Вплоть до 13 января, пока не соорудили «ледовую» ЛЭП, служила ленинградцам подводная линия. Вновь она пригодилась весной — с 24 марта по 8 апреля — до того момента, как была построена линия Волхов-Ленингад на береговом участке.
Многие, несмотря на самоотверженный бой зенитчиков, не смогли уцелеть после налета вражеской авиации. Убитых и раненых отправили на берег, остальные латали пробоины и заканчивали монтаж. 4 ноября 1942 года работы по укладке «Кабеля жизни» на дно Ладоги завершились.
Предвидя грядущие трудности обслуживания подводного кабеля зимой, решили возводить линию прямо по льду Ладоги. Для этого в лед вмораживали короткие столбы, на которые устанавливалась П-образная опора. В очередной раз, когда просто остаться в живых уже было чудом, строители «кабеля жизни» разрушали стереотипы о пределах человеческих возможностей, буквально в полмесяца «вморозив» в ледовый фундамент почти 30-километровую линию.
***
Отсалютовали вчесть70-летия Великой Победы. Почти 73 года — целая жизнь прошла со дня подачи по подводной кабельной линии тока в блокадный Ленинград. Поднятая со дна Ладожского озера после войны, она была проложена и исправно служила под тротуаром Невского проспекта.
Чудовищные лишения претерпели оставшиеся в живых участники той ладожской операции, жизнь многих унесли вражеские бомбежки, условия блокадного города, кто-то оставил ее на Ладоге. Но благодаря самопожертвованию и отваге обычных мальчишек и девчонок, мужчин и женщин, благодаря их «кабелю жизни», городу на Неве хватило сил и мужества выдержать после энергетического прорыва блокады еще 491 день…
Источник: «Электротехнический рынок» №3 (63), май-июнь 2015 г.