За последние 50 лет, которые прошли со знакового полета Юрия Гагарина, человечество шагнуло далеко вперед в освоении космоса. С каждым годом люди узнавали о Вселенной все больше, заглядывали все дальше и ставили перед собой все более и более амбициозные цели.
Однако у любого прогресса есть своя цена, а в данном случае цены космические — в прямом и переносном смысле. Технологии для освоения космоса, мягко говоря, недешевы и далеко не всегда быстро окупаются (если окупаются вообще). Речь идет о десятках и сотнях миллиардов долларов, которые сначала тратили СССР и США в космической гонке, а теперь — и многие другие страны.
1. Международная космическая станция
Международная космическая станция (МКС) — бесспорный лидер по стоимости (но далеко неоднозначный по значимости и результату) космический проект. Цена создания и поддержания станции в работоспособном состоянии, по примерным подсчетам экспертов, уже приближается или даже превысила 150 млрд долл. Стоимость МКС не укладывается ни в какие предыдущие рамки. Так, на станцию «Мир» Советский Союз потратил 4,1 млрд долл., а США на орбитальную станцию Skylab — всего 3 млрд долл.
Для реализации столь масштабного проекта в одиночку даже у крупнейших космических держав не хватало сил, поэтому в начале 90-х Россия вышла с предложением к США объединить усилия в построении орбитальной станции. В настоящее время в проекте участвуют 23 государства при лидирующих позициях России, США, Европейского союза и Японии.
МКС дает бесценный опыт пребывания человека на орбите и является ярким примером международного сотрудничества в космической отрасли. Станция также стала самым посещаемым орбитальным космическим комплексом в истории космонавтики. На МКС постоянно проводятся научные опыты и эксперименты.
Впрочем, в адрес проекта постоянно звучит и критика. Многие считают, что результаты экспериментов не приносят достаточной реальной пользы, притом что строительство и содержание станции обошлось (и продолжает обходиться) в баснословные суммы. Сторонники же МКС резонно замечают, что не от любого проекта надо ждать сиюминутных экономических выгод. Проводящиеся на станции исследования обещают вполне земные прорывы в биотехнологиях и медицине, а уж о пользе опыта МКС во времена фантастического будущего, когда человечеству станет тесно на Земле, и говорить не приходится.
2. Лунная программа
Программа Apollo, предусматривающая полет человека к Луне и высадку на ней, занимает почетное второе место среди самых дорогостоящих космических проектов. Можно сколько угодно спорить о подлинности знаменитой видеозаписи с астронавтом Нилом Армстонгом, однако бухгалтерия — упрямая вещь: согласно записям, на эту программу Национальное аэрокосмическое агентство США (NASA) потратило около 26 млрд долл.
С экономической точки зрения советские луноходы показали себя куда более эффективно, но именно это обстоятельство и не позволило им войти в список самых дорогостоящих космических программ. В целом, по неофициальным оценкам, собственная лунная программа обошлась СССР примерно в пять раз дешевле, чем США.
Апогеем американской лунной программы стала высадка человека на Луну, что считается одним из величайших достижений человечества, хотя с финансовой точки зрения малооправданным. К примеру, стоимость доставленного во время экспедиций лунного грунта в 3,5 раза превышала стоимость бриллиантов. Впрочем, в мире ежегодно добываются тысячи килограммов алмазов, а за всю историю космонавтики на Землю было доставлено меньше 400 кг лунных пород. И если бриллианты можно купить в любом ювелирном магазине (были бы деньги), то грунт с естественного спутника нашей планеты обывателю получить от NASA совсем не просто.
3. Многоразовые космические челноки (шаттлы)
Идея создать космический корабль многоразового использования для частых полетов в космос возникла в NASA под конец реализации лунной программы, в начале 70-х годов прошлого века. Планировалось, что в космосе будут построены орбитальные станции, куда потребуется частая транспортировка людей и грузов.
Изначально планировалось, что и челнок, и его носитель будут многоразовыми. Стоимость одного полета в космос будет составлять 10-15 млн долл., а полеты будут проходить раз в две недели. Однако, как это часто бывает с космическими проектами, к первому запуску все планы 10 раз поменялись, а изначальная смета Space Shuttle оказалась превышена более чем вдвое.
Сделать полеты в космос дешевыми не удалось: разработчики отказались от многоразового носителя в пользу одноразового, что подняло стоимость запуска сразу до 150 млн долл. Кроме того, многие детали в самом челноке приходилось ремонтировать или заменять сразу после полета, и на подготовку к следующему запуску уходило по два месяца. При изначальном бюджете в 5 млрд долл. стоимость программы перевалила за 12 млрд долл., и в конечном итоге недавно она была закрыта — за своей неэкономичностью и выработанностью ресурса.
Шаттл оказался хотя и уникальным, но и коммерчески невыгодным проектом. С оглядкой на американцев в СССР создали его аналог — систему «Энергия»-«Буран», который, впрочем, оказался таким же дорогостоящим и нерентабельным проектом. За 14 лет в создание советского шаттла было вложено 16 млрд советских же рублей, а сам челнок совершил всего один полет, после чего проект приказал долго жить из-за недофинансирования и развала СССР.
4. Система глобального позиционирования
Система глобального позиционирования, пожалуй, одна из самых «прикладных» космических программ, которая вошла в жизнь практически каждого землянина. Первой такой системой стала американская GPS. Созданная для военных целей, она обошлась государству в 12 млрд долл. На эти деньги в космос были запущены спутники, а на земле размещены контрольно-измерительные станции для мониторинга спутников.
В середине 90-х доступ к системе был открыт для гражданских лиц, правда, в весьма ограниченном функционале. По мере развития альтернативных систем (российской ГЛОНАСС и европейской «Галилео») американские власти разрешили частным лицам пользоваться навигационным оборудованием с точностью определения местоположения до 10 м.
Сейчас система глобального позиционирования незаменима на транспорте, и в последние годы прижилась не только в авиации и судоходстве, но и на самом практическом уровне — в личных автомобилях и даже сотовых телефонах. Пока американская GPS остается наиболее распространенной и точной системой из всех. ГЛОНАССу еще предстоит долгое и мучительное развитие, так же как и европейской «Галилео» (Galileo). Впрочем, и денег на них было потрачено в разы меньше: российская система обошлась в 2 млрд долл. без учета стоимости советского задела (и столько же еще предстоит потратить), а расходы на «Галилео» достигнут 3,4 млрд евро к 2014г.
5. Космические телескопы
Самый известный космический телескоп «Хаббл» был выведен на орбиту в 1990г. и за последующие годы вошел в историю как один из самых ценных инструментов для астрономии. За время, проведенное в космосе, «Хаббл» сделал и отправил на Землю сотни тысяч снимков, запечатлев в общей сложности десятки тысяч небесных тел. Это дало богатую пищу для размышлений, диссертаций и научных открытий ученых. Ежедневно телескоп отправляет на Землю по 15 Гб разнообразной информации, обогащая наши знания о Солнечной системе и других галактиках.
Телескоп имеет скромные размеры — 13,3 м в длину и 4,3 м в диаметре. Поначалу ничто не предвещало, что «Хаббл» станет одним из самых дорогостоящих космических проектов: изначальная смета на его создание составляла всего 400 млн долл. Однако в процессе строительства цена возросла до 2,5 млрд долл., а на сегодняшний день совокупные расходы на телескоп (создание, запуск, обслуживание, ремонт) оцениваются в 6 млрд долл.
На смену устаревающему и отработавшему свое «Хабблу» в 2014-2015гг. придет другой телескоп — «Джеймс Вебб». Это орбитальная обсерватория нового поколения, которая учитывает недостатки своего предшественника и имеет на своем борту более современное оборудование. В отличие от «Хаббла», новый телескоп будет работать исключительно в инфракрасном диапазоне. Это излучение поглощается земной атмосферой, что делает невозможной его регистрацию наземными телескопами. Однако для инфракрасных лучей прозрачны космические пылевые облака, заглянуть за которые и сможет новая космическая обсерватория.
Как и в случае с «Хабблом», «Джеймса Вебба» на стадии утверждения существенно недооценили — при изначальной смете в 500 млн долл. реальная стоимость проекта уже дошла до 4,5 млрд долл.
Расположить «Джеймс Вебб» планируется значительно дальше, чем прежний космический телескоп – в 1,5 млн км от Земли, в так называемой второй точке Лагранжа, где солнечная и земная гравитация уравновешивают друг друга. Это дает совершенно другие возможности для наблюдения за черными дырами, звездами и планетами, но одновременно значит, что обслуживать и ремонтировать его с шаттлов (как «Хаббл») уже не получится, поэтому в проекте особое внимание уделено системам самодиагностики и наладки.
Вместо заключения
В приведенных ниже примерах фигурируют в основном программы NASA. И дело не в том, что заслуги СССР (России) в космосе меньше, просто эти расходы либо не выставляются напоказ, либо же существенно ниже американских.
К примеру, проект исследовательской лаборатории NASA на Марсе с планируемым запуском марсохода уже «съел» 2,3 млрд долл. бюджетных средств. И ровно столько же денег Китай потратил на самостоятельную программу запуска своего первого тайконавта в космос, если верить сведениям, просачивающимся из Поднебесной.