Бизнес кабельной компании напрямую сопряжён с сырьевыми рисками.
Специфика отрасли формирует подход:
- к управлению ценовыми рисками,
- к решениям по сохранению маржинальности.
Для производителя меди (основное сырьё для изготовления кабелей. — Прим. СберПро Медиа) один из самых существенных — риск снижения цены на добываемое сырьё. Производитель кабельной продукции может нести убытки как от роста закупочных цен на сырьё, так и от снижения стоимости готовой продукции.
70% производимой в мире меди потребляет кабельная промышленность
Медь — биржевой товар, и цена на медь является одним из индикаторов состояния мировой экономики. Турбулентность 2020—2021 годов показала яркий пример зависимости металла от макроэкономических факторов. В условиях неопределённости кабельная отрасль активно осваивает инструменты хеджирования сырьевых рисков.
Участие в тендерах на фоне роста цен на медь
В течение декабря 2020 года медь выросла в цене с 7000 долларов почти до 8000 за тонну, в мае 2021 года она стоила уже более 10 000 долларов. Это настоящее безумие для рынка, на котором действуют долгосрочные договоры.
Заходя год назад в крупные тендеры на поставку кабеля, производители фиксировали цену продажи своей продукции в будущем. Сейчас, когда медь выросла почти вдвое, поставщики вынуждены либо работать в минус, либо выходить из тендера со штрафными санкциями и репутационными издержками. Не каждая компания может позволить себе формировать запасы медных катодов на год вперёд. Операционная деятельность большинства заводов предполагает примерно полуторамесячный цикл от закупки до изготовления очередной партии кабельной продукции.
Около 50% себестоимости электрических проводов составляет цена меди и алюминия, а для силовых кабелей — не менее 70%
Оптимальным решением, позволяющим успешно выполнять обязательства по долгосрочным контрактам и сохранять рентабельность бизнеса, могут быть инструменты товарного хеджирования.
Подходы к управлению рисками
Есть несколько подходов — наличие сырьевых запасов на складе на долгосрочную перспективу, перекладывание рисков на конечного потребителя и товарное хеджирование.
В 2015—2019 годах многие руководители кабельных предприятий были уверены в стабильности цен на сырьё. Сейчас, на фоне непредсказуемого поведения рынка, руководители компаний готовы слушать и изучать новые для себя подходы.
Почему это важно? Крупнейшие заказчики обычно не пересматривают цены, зафиксированные в условиях тендера. Чтобы успешно работать с ними, производитель должен уметь удерживать заявленную цену поставки. Поэтому в условиях турбулентности рынка хеджирование может стать актуальным даже для небольших сделок.
В 2021 году обычной стала ситуация, когда представитель завода в момент продажи даже незначительного объёма кабеля обращается в Сбер. Он хочет зафиксировать цену покупки меди, которая нужна для производства только что проданной продукции.
Что это даёт? Производителю становятся известны все части уравнения — цена продажи кабеля и цена покупки сырья. Рентабельность такой сделки защищена хеджированием от любых колебаний как вверх, так и вниз.
Покупка физического объёма сырья пройдёт по той цене, которая сложилась в момент заключения договора поставки кабеля. Если цена окажется выше, банк компенсирует заводу разницу, упадёт — завод платит банку. В результате компания получает фиксированный уровень цены и может заниматься профильными для бизнеса вопросом, а ценовые риски передаются в банк.
Как это работает?
В банке доступен широкий инструментарий по хеджированию ценового риска: товарный своп, опционы или опционные стратегии. Пожалуй, наиболее популярным решением среди кабельных заводов является товарный своп. Для заключения сделок требуется анализ финансовой отчётности компании и установление лимита.
Товарный своп позволяет зафиксировать цену покупки меди на заданном уровне и оговорённом сроке. Если в конце срока сделки рынок вырос, банк компенсирует компании разницу между ценой сделки и рыночной ценой. В случае её снижения компания выплатит разницу в пользу банка.
Обычно производственный цикл занимает 30—60 дней: от закупки сырья до отгрузки готовой продукции. Цена поставки кабеля может оказаться ниже закупочной цены меди, затраченной на его производство. Тогда у компании возникает двойной риск на стороне покупки и на стороне продажи, с которым поможет справиться ещё один инструмент хеджирования — календарный спред.
Он представляет собой комбинацию двух товарных своп-контрактов, которые одновременно фиксируют цену покупки сырья и продажи продукции, ориентируясь на длительность производственного цикла.
К примеру, компания планирует войти в производственный цикл в конце октября и завершить его в начале декабря. В октябре нужно закупить медь, в декабре — продать кабель по плавающей цене, привязанной к актуальной цене на медь. Компания заключает товарный своп-контракт на покупку с привязкой к цене октября и контракт на продажу с привязкой к цене декабря.
Таким образом, комбинация двух своп-контрактов позволяет заводу зафиксировать цены покупки сырья и продажи продукции в рамках конкретного производственного цикла. Рентабельность сделки становится полностью предсказуемой.
Инструменты хеджирования сырьевых рисков не только могут помочь вести операционную деятельность. Умение сохранять рентабельность очень важно для привлечения банковского финансирования. Кредитуя масштабирование или старт нового бизнеса, банк должен понимать, что специфические риски кабельной отрасли закрыты и компания сможет вернуть кредит.
Информирован — значит защищён
В 2015 году услугами Сбера по хеджированию сырьевых рисков пользовались всего два кабельных завода. Сейчас их более 30. Всего в России около 150 крупных и средних предприятий, перерабатывающих 1000 и более тонн меди в год. По моей оценке, около 10—15% из них не использует хеджирование из предубеждения к этому инструменту.
30 кабельных заводов уже пользуются услугами Сбера по хеджированию сырьевых рисков
Они управляют своими рисками с помощью консервативных методов натурального хеджирования, то есть путём создания запасов сырья. Такой подход оправдан на небольших объёмах производства, но он сдерживает развитие и масштабирование бизнеса. Нередко препятствием к использованию инструментов хеджирования является банальный недостаток информации.
Мнения аналитиков о глобальных рынках остаются очень противоречивыми — от заявлений о начале нового сырьевого суперцикла до прогнозов затяжной депрессии. Для бизнеса, работающего здесь и сейчас, использование инструментов товарного хеджирования остаётся, возможно, наиболее реальным способом вести стабильную и защищённую деятельность.
Переходите по ссылке, чтобы узнать еще больше о хеджировнии рисков.