В первых двух частях проекта «Ункомтех 360» мы рассказали о том, как производят «кабель судного дня», побывали в зеленых цехах и «филиале», увидели огромную печь и разобрались в ассортименте и возможных вариантах исполнения кабеля с минеральной изоляцией. Завод «Кирскабель» умеет удивлять. За заснеженными пейзажами среди лесов Кировской области скрывается нечто большее, чем заурядный кабельный завод. За типовыми цехами советского типа, фасадом с Лениным и стелой на въезде с надписью «Завод основан в 1729 году» мы увидели совершенно новый завод и все «500 кВ русской независимости».
Что это значит? Почему именно 500 кВ и почему русская независимость создается именно здесь? Чтобы разобраться в этом, нам нужно не только осмотреть завод изнутри, но и выйти далеко за его пределы. В этом материале проекта мы постараемся взглянуть на энергосистему России с точки зрения энергобезопасности и разобраться в том, что такое независимость и сколько она стоит?
В этой части проекта нас ждут флешбеки в другие материалы RusCable.Ru, много отсылок и размышлений на темы свободы, ответственности, независимости и государственности. Это очень важная часть проекта, которая пронизана чувством здорового патриотизма и гордостью за отечественные предприятия. Завод «Кирскабель» и «Ункомтех» заслуживают уважения за свой подход к решению задач государственного масштаба.
Читайте и смотрите все материалы спецпроекта «УНКОМТЕХ 360»
Завод «Кирскабель», наклонная линия наложения изоляции. Верхний уровень. Здесь начинаются «500 кВ русской независимости». Но, прежде чем мы сюда доберемся, необходимо пройти большой путь и погрузиться в контекст. Иначе это просто какое-то оборудование на каком-то заводе, который делает какой-то кабель. Но этот кабель – нечто большее, чем просто жила в изоляции. Этот кабель — наша уверенность в собственной независимости.
От простого к сложному. Building Wire и другой кабель массового применения. Бесконечное расширение номенклатуры
Такой завод-гигант, как «Кирскабель», не может заниматься производством только уникальной продукции. Современная экономика и развитие кабельного рынка привели к тому, что практически все крупные предприятия кабельной отрасли находятся в бесконечном цикле расширения выпускаемой номенклатуры, осваивая все новые и новые материалы и конструкции кабелей. В основе этого, кстати, в большинстве случаев лежит именно технический прогресс, развитие науки, изоляционных материалов и технологий производства, а не банальная жажда наживы.
Прежде, чем мы дойдем до цеха, где производят высоковольтный кабель, нам предстоит посмотреть и другие цеха предприятия. Здесь каждый цех – это, фактически, завод внутри завода. Как правило, полностью самостоятельное производство со всеми необходимыми участками и специализацией на выпуске кабелей определенного типа. Меня, ранее не бывавшего на таких больших заводах, это впечатляет. Пока осматриваем предприятие, есть время подумать…
Несмотря на свое утилитарное назначение, кабельная техника развивается очень быстро. Конечно, на фоне микроэлектроники и закона Мура это развитие кажется медленным, но при детальном рассмотрении оказывается, что поколения кабеля меняют друг друга практически каждые 10 лет. Это можно увидеть даже на совсем банальных примерах последнего времени. Просто посмотрите на эти пары слов и, если вы хоть немного интересуетесь кабельной техникой, то поймете, о чем идет речь: «АС — СИП», «ПУНП — ВВГнг», «нг — LS», «LS — LTx», «LS — HF», «бумага — полиэтилен», «резина — ТЭП», «LAN 5e — RS485» и так далее. Все эти пары слов буквально отражают уровень прогресса кабельной техники за последние 20 лет только в России. От «лапши» и ПУНП из 1980-х и 2000-х мы перешли на ВВГнг в 2012-2014 годах, далее – на LS, а сейчас и на ППГ-HF… И это только кабели массового сегмента рынка!
Ряды одинаковых линий. Все четко подогнано и размечено. Видно, что предприятие одним махом переоснастило практически все участки. Здесь все идентично, стандартизировано, адаптировано и отточено для эффективного и массового производства. Размеры участков впечатляют. Десятки единиц оборудования – как солдаты в строю, готовые бороться за энергонезависимость.
Если говорить о специальных кабелях, развитии оптоволокна, микрокабелях и сверхпроводниках, то прогресс очевиден. Кабель становится все более сложным и дорогим, появляются новые свойства, и это позволяет реализовывать принципиально другой уровень технологий – от роботов-манипуляторов до управления космическими аппаратами, крылатыми ракетами, сверхточной передачи звука в современных системах класса Hi-End.
Однако в части магистральных сетей и высоковольтных силовых кабелей, на мой взгляд, есть определенное отставание и даже искусственное неприятие новых технологий. Отчасти это можно понять и принять, ведь большая энергетика не прощает экспериментов. Это история про фантастическую надежность. Отказы высоковольтных кабельных линий — настоящее чрезвычайное происшествие, и никто и никогда не захочет взять на себя ответственность за последствия подобных инцидентов.
Сегодня на «Кирскабеле» настолько широкие производственные возможности, что здесь в соседних цехах легко может сочетаться аккуратное и выверенное производство LAN-кабелей с огромным волочильным цехом для изготовления неизолированных проводов для воздушных линий. Если по-простому, то здесь можно сделать практически любой кабель. Разве что кроме морского большой длины ввиду отсутствия возможности сразу сматывать его на кабелеукладчик.
Огромная численность персонала кабельного завода в 1000 человек здесь не ощущается. Один оператор управляет громадными линиями, и в масштабе производства роль людей кажется незаметной. Но это не так. Без людей все эти линии просто не смогли бы работать. Труд рабочих на заводе ценят и отмечают, каждый из них вносит огромный вклад в работу предприятия. На заводе нам рассказали и про отношение к качеству. Оказывается, было очень сложно добиться соблюдения норм расхода материалов на нормальном уровне. Операторы линий всегда старались делать по верхней границе, чтобы качество стало максимально высоким. В современных реалиях выпускать продукцию с запасом и перерасходом часто означает убыточность производства кабеля, но само рвение рабочих похвально.
Российская энергетика на иностранном фундаменте
В энергетике, которая является важнейшей стратегической инфраструктурой для страны и всех нас, наличие отечественных технологий и решений гарантирует энергобезопасность государства и его развитие. Сверхвысоковольтные кабельные линии – не просто очень толстый кабель, а возможность энергоснабжения большой территории страны, и это экономически эффективные решения.
Страна у нас большая, расстояния огромные, как и потребность в энергии. Повышая класс напряжения и переходя на сверхвысоковольтные кабели, можно получать громадный экономический эффект от снижения потерь энергии и увеличения расстояния ее передачи. Это вопрос реальной энергетической безопасности и залог пресловутого «устойчивого развития». Ни огромные солнечные фермы, ни ветряные парки, ни атомные станции без высоковольтных кабельных систем не могут решать поставленные задачи. Это очень важная часть механизма энергетики. Стратегически важная часть. Фундамент современной централизованной энергетики. И теперь просто задумайтесь, что в России до текущего времени такой системы не было.
Поднимаемся на высоту около 200 метров. Внизу остается «Кирскабель». Яркие желто-красные пристройки — это как раз испытательная станция и верхний уровень наклонной линии, где производят «кабель русской независимости». На эти участки мы еще отправимся. С такой высоты завод и его цеха уже не кажутся столь огромными. Кабельные барабаны внизу совсем маленькие. Зато можно посмотреть вдаль и понять, насколько у нас большая страна. Мы здесь живем. Смотришь. Вдыхаешь морозный воздух. Пальцы тоже немеют. Становится холодно. Нашей стране точно нужно обеспечивать себя теплом и светом самостоятельно, защищать свою энергетическую безопасность. Тепло и свет — это право, а не привилегия.
Наследие СССР уже на исходе…
«Кабель русской независимости» — вполне конкретный сегмент продукции. Это высоковольтные кабели на напряжение 550 кВ и выше. Почему так? Потому что данный сегмент нашей энергетики и поныне остается максимально зависимым от импортных материалов и технологий. Именно высоковольтные кабельные системы — самая опасная точка отказа в энергетике. Подобные кабели питают целые города, соединяют энергокольца и несут на себе основную нагрузку. Высоковольтная передача энергии — это та самая критическая точка в доктрине энергобезопасности.
А как же было раньше, при СССР? Разве не было кабелей? Конечно, были. Но другие. Были с БПИ (бумажно-пропитанной изоляцией), были маслонаполненные кабельные линии. Такие кабели до сих пор служат и могут прослужить еще много лет. И если кабели с БПИ еще производятся у нас в стране и даже развиваются, то маслонаполненные кабельные системы — это устаревшая, сложная и неэффективная технология. Сейчас в России уже не осталось ни одного производителя данного типа кабеля и кабельной арматуры для него. Но, поскольку в эксплуатации до сих пор находятся такие кабельные системы, то, например, ФСК ЕЭС ищет технические решения по созданию переходной муфты с маслонаполненного кабеля на кабель с оболочкой из сшитого полиэтилена.
Чрезвычайная важность и актуальность разработки переходной муфты определяется тем, что на сегодняшний день Московские высоковольтные сети — филиал компании «Россети Московский регион» — эксплуатируют более 100 км маслонаполненных кабельных линий на классы напряжения 110–220 кВ. Аварийный запас для ремонта данных линий минимален, а для кабеля сечением 1200 мм2 фактически полностью исчерпан, и его пополнение не представляется возможным.
Пора понять одно. СССР больше нет. Советской энергетики тоже нет. Запас прочности кабельных линий, проложенных во времена СССР, тоже на исходе. Энергопотребление растет. Нет плановой экономики. Нет того, кто сделает работу за нас самих. Уже давно работают другие механизмы. Другие технологии. Другая экономика. Стране нужно новое поколение кабельной техники. Оставаться в прошлом — это ошибка. Необходимо использовать современные технологии и материалы.
Вид завода Кирскабель 1970–1980. Россия, Кировская область, Верхнекамский район, Кирсинское городское поселение, Кирс. Фото из архива.
Кирскабель 2022 года. Ракурс немного другой, но дает представление об изменениях, которые произошли со времен СССР.
Где мы были все эти 8 лет?
Понимание необходимости развития собственных производств сверхвысоковольтных кабельных систем на класс напряжение 550 кВ пришло еще задолго до сегодняшних событий и «крымских» санкций.
Системная ошибка глобальной интеграции российской экономики привела к тому, что мы закупали иностранное оборудование и технологии, фактически полностью отказываясь от развития собственных производств. Такая политика привела нас к ситуации технологического отставания и стопроцентной зависимости от импорта. Это все понимали. Понимали и на уровне правительства, и на уровне предприятий. Россия отдала свой рынок, даже не пытаясь конкурировать. Отдавали, конечно, не кабельные заводы. Отдавали госкорпорации и крупнейшие потребители в нефтяной и энергетической отраслях. Именно это вызвало технологическое отставание в сверхвысоковольтном сегменте. Именно это не создавало условий для развития собственной химии для производства новейших кабельных полиэтиленов и кабельной промышленности, включая кабельное машиностроение.
Однако, события 2014 года все-таки сдвинули вопросы технологической зависимости с мертвой точки. После экстренного строительства крымского энергомоста стало понятно, что энергетика не менее важна, чем оборонная промышленность. Нужно развивать энергетику. Нужно иметь все свое. Нужно что-то делать. Конечно, под словом «нужно» не понимаются прямые инвестиции в технологии и производства и протекционистские меры защиты рынка. Скорее это был сигнал для производителей, что теперь у них есть возможность импортозаместить то, что стало сложно и невыгодно покупать. Как предприятия должны это сделать? Это уже не вопрос Правительства. Правительство создает условия, принимает законы и постановления. А как их исполнять и соответствовать законодательству — это уже не государственный уровень.
Видео и инфографика показывают, как легко можно лишить более миллиона жителей электричества. Достаточно оказалось подорвать опоры ЛЭП и прекратить подачу электроэнергии. В случае с крымским энергомостом кабель поставляла китайская компания. А что будет, если… Если будет повреждена инфраструктура на территории нашей страны? Что будет, если не придет никакой китайский подрядчик? Это, конечно, крайние сценарии. Но с каждым днем они кажутся реалистичнее. Даже если не будет никаких терактов и диверсий, кабельные линии рано или поздно выходят из строя, требуют ремонтов или замены. А что произойдет, если никто не захочет нам поставлять кабель?
Именно тогда появились первые квоты на импортозамещение и пошли разговоры о процентах локализации в закупках госкомпаний. Даже такие незначительные подвижки дали возможность нашим предприятиям на свой страх и риск вступить в игру. Выйти на рынок с технологическим отставанием почти на 20 лет. В непростой период санкций и отраслевой турбулентности. Но вступить и начать освоение производства современной сверхвысоковольтной кабельной продукции.
Совместная работа для российской энергетики
Тема импортозамещения в сверхвысоковольтном сегменте требовала огромных ресурсов и кооперации. Недостаточно создать просто кабель. Необходимо реализовать кабельную систему, состоящую из кабеля и арматуры (муфты и вводы). Эту работу «Ункомтех» проводил совместно с другими предприятиями отрасли, например, «Изолятор-АКС».
В своих репортажах мы рассказывали о производстве сверхвысоковольтной кабельной арматуры «Изолятор-АКС», рекомендуем прочитать материалы:
Для более глубокого погружения в тематику рекомендуем прочесть материал 2018 года — интервью с Игорем Шайнога (Уномтех) «У нас как в оборонке, должно быть все свое» или посмотреть видеоверсию
Наша отрасль не убогая, не маленькая, она большая и способна на многое. Другой вопрос, что мы зависим от многих факторов. А должны быть инкорпорированы в структуры, в цепочки, которые делают оборудование для добычи меди, в цепочки, которые обеспечивают инфраструктуру, оборонку. Чем больше нас будет в законченных цепочках, тем лучше для всей отрасли. И тогда мы тоже сможем сказать: у нас кабельная промышленность — вторая после автомобилестроения.
Большое желание и большие инвестиции. Сколько стоит независимость?
В 2016 году в соответствии с государственной программой «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» среди производителей проводился конкурс на предоставление субсидии в 150 млн рублей на разработку и освоение серийного производства высоковольтных кабелей на напряжение до 550 кВ. Завод «Кирскабель» одержал победу в этом конкурсе и получил государственную поддержку и субсидию. Однако, эти 150 млн рублей — только малая часть необходимых затрат.
Общий объем только прямых инвестиций в проект составил около 720 млн рублей. И это только прямые затраты, покрытые из собственных средств холдинга «Ункомтех». Подготовка к изготовлению опытного образца кабеля на напряжение 550 кВ на АО «Кирскабель» началась задолго до Крымских санкций и получения субсидии от Минпромторга. Технические и конструктивные решения с заделом на будущее закладывались при комплексном переоснащении завода.
К 285-летию завода «Кирскабель» был снят фильм о производстве, модернизации и развитии производства. Фактически завод непрерывно перевооружался, перестраивался и развивался последние 15 лет, и сейчас это совершенно новое предприятие, с другими возможностями. Потенциал роста и возможности выпуска самой современной номенклатуры кабельной продукции закладывался уже тогда.
С 2013 по 2015 год на «Кирскабеле» проводилась масштабная модернизация, и уже тогда был организован серийный выпуск кабеля на напряжение 110 и 220 кВ с сечением до 2500 мм2. Отработанные в то время технологии производства секторной токопроводящей жилы крупных сечений были использованы при разработке конструкции и изготовлении опытного образца кабеля на напряжение 550 кВ.
Кабель ПвПу2г 1х1600(гж)/300ов-290/500, ТУ 27.32.14-508-00217053-2018. Первый кабель на 500 кВ завода «Кирскабель», выпущенный в 2017 году. Александр Гусев рядом с первым барабаном данного кабеля во время визита на завод представителей Минпромторга. Фото из архива RusCable.Ru
Для проведения заводских испытаний кабеля в АО «Кирскабель» было построено специальное помещение и выполнен монтаж высоковольтной испытательной станции, приобретенной в 2016 году. Станция рассчитана на проведение высоковольтных испытаний напряжением до 700 кВ и измерение частичных разрядов на кабелях высокого и сверхвысокого напряжения с изоляцией из СПЭ.
Новейшая испытательная лаборатория на заводе «Кирскабель». Для ее строительства потребовалось делать специальную пристройку к корпусу. Здесь можно проводить испытания кабеля до 700 кВ.
На сегодняшний день кабель на напряжение 500 кВ АО «Кирскабель» прошел все необходимые испытания и готов для коммерческого применения. Конечно, ситуация с материалами после событий 24 февраля повлияла на доступность импортных полимерных составов, но и эта проблема постепенно решается отечественными компаниями. Проблема с кабельной арматурой также фактически решена. Большинство испытаний пройдено, технологии освоены, и продукт можно применять на объектах. Отечественная энергетика теперь имеет собственного поставщика высоковольтного кабеля на класс напряжения 550 кВ. Есть люди, технологии и производство. Все это было создано во многом на энтузиазме и огромных капиталовложениях самих предприятий. И, конечно, стоит понимать, что об окупаемости затрат сейчас речи не идет. Русский «кабель независимости» — это пока исключительно история про патриотизм и людей, которые хотят жить в своей стране.
Большая энергетика и высоковольтные кабельные системы — не самый гибкий рынок. Слишком ответственная часть инфраструктуры. Решения здесь должны быть сверхнадежными и взвешенными. Поэтому, несмотря на наличие сейчас и отечественного кабеля, и кабельной арматуры, прокладки первой полностью отечественной кабельной системы на 550 кВ, возможно, придется ждать еще несколько лет, и то – при условии, что она будет экономически оправдана. Существующие процедуры испытаний и аттестации не созданы для того, чтобы поддерживать отечественных производителей. Скорее, это защита от самих себя. Только тот, кто сможет пройти все испытания и процедуры, достоин обеспечивать энергетическую безопасность. Мы знаем, что «Кирскабель» достоин этого, а значит, мы можем быть спокойны за этот сегмент рынка.
Пора посмотреть, где создается «500 кВ русской независимости»!
Теперь нам пора отправится в цех, чтобы посмотреть, как создается “кабель русской независимости». Проект «Ункомтех 360» продолжается! В следующей части вы узнаете, что объединяет спорткары Ferrari и кабельное оборудование, почему «Кирскабель» — это фактически новый завод, зачем на заводе «чистая комната», а еще мы заглянем в самое сердце наклонной линии и высоковольтной испытательной станции. И все это в уникальном формате виртуальной прогулки!
Читайте продолжение. Глава 4. Конец бумаги и психология перестройки
Читайте и смотрите все материалы спецпроекта «Ункомтех 360»
Эпизод 1. Кабель судного дня
Глава 1. Кирскабель. Здесь делают кабель «судного дня» с минеральной изоляцией
Глава 2. Громадная печь и уникальные технологии
Эпизод 2. 500 кВ Русской независимости
Глава 3. Цена энергобезопасности и война, которую нельзя проиграть
Глава 4. Конец бумаги и психология перестройки
Глава 5. Технологии освобождения без права на ошибку
Видеоэпизоды проекта
Кабель судного дня на заводе Кирскабель. Ункомтех 360. Часть 1
Кабель судного дня 2. Кирскабель. Кабели с минеральной изоляцией для атомных реакторов. Ункомтех 360