Хотя проблемы с поставками электронных компонентов в последнее время постепенно отходят на второй план, в некоторых секторах IT-индустрии они так и не решены до конца. Как сообщает Network World со ссылкой на ассоциацию профессионалов рынка ЦОД (AFCOM), 44 % опрошенных операторов дата-центров сталкиваются с перебоями или отключениями, вызванными дефицитом самых необходимых запасных частей и компонентов.
Примечательно, что в 2021 году о подобных проблемах говорили только 25 % опрошенных, причем ситуация усугубляется стремлением многих операторов ЦОД расширять свой бизнес ускоренными темпами. Как сообщает AFCOM в докладе State of the Data Center 2023, 94 % опрошенных столкнулись с теми или иными проблемами при организации поставок для своих ЦОД, 59 % — с дефицитом основного оборудования вроде серверов и коммутаторов, 51 % — систем энергоснабжения, включая генераторы и ИБП, 34 % жалуются на нехватку систем безопасности, в том числе защищенных дверей и камер, а 35 % — на дефицит строительных материалов вроде бетона. Некоторые операторы сталкиваются с несколькими проблемами сразу.
По мнению экспертов, в последнее время многие инвестиционные компании приобрели дата-центры и теперь пытаются нарастить их мощности настолько быстро, насколько возможно, что тоже усугубляет дефицит. Иногда доходит до того, что почти готовые ЦОД не могут ввести в эксплуатацию из-за одного компонента. Например, в некоторых случаях ИБП и генераторы доставляют 50 недель вместо привычных ранее 8-10, а на поставку чиллеров может уйти и 70 недель — почти полтора года.
При этом сами операторы превращают ситуацию на рынке из плохой в катастрофическую, скупая комплектующие на всякий случай и скапливая запасы фактически ненужного оборудования на складах. Дефицит больше затронул гиперскейлеров и колокейшн-сервисы, чем корпоративных заказчиков с локальными ЦОД. Последние настроены эксплуатировать оборудование как можно дольше и чаще готовы неспешно ожидать поставок. Впрочем, действительно рекомендуется иметь некоторый запас необходимых запчастей на случай экстренных ситуаций.
Эксперты рекомендуют искать поставщиков-партнеров, которые имеют четкий план на случай перебоев с поставками по воздуху или железным дорогам. Не стоит отказываться и от рынка б/у оборудования — даже устаревшее на несколько поколений и несущее другие проблемы «железо» во многих случаях лучше, чем полное отсутствие оборудования. Этот рынок тем более стоит рассматривать потому, что гиперскейлеры довольно часто поставляют на него оборудование.
Наконец, одним из важнейших советов является приобретение схожего оборудования у разных вендоров. Известно, что многие предпочитают приобретать железо одного производителя, но в ситуации, когда выбирать не из чего, особо разборчивым быть не приходится.