С точки зрения освещения можно выделить 4 группы станций : классические, типовые, современные и проектируемые.
Классические станции.
Типовые станции.
Или станции мелкого заложения. Строили открытым способом в то время, когда скорость стройки была важнее внешнего вида. Строя станции по принципу: «Лучше построить как-то, чем совсем никак» о светодизайне никто не думал. Да и слово-то, буржуйское. Изменения в освещении проводятся планово: старый свет меняют на светодиоды, если в этом есть необходимость. Все как во времена строительства этих станций.
Современные станции.
Власти решили вернуть уникальность в московское метро и оформление станций отдали архитекторам. Освещение в них играет большую роль: качественные светильники и уникальные световые конструкции. Светодиодные светильники здесь в приоритете, так как срок их эксплуатации составляет несколько тысяч часов. Наконец-то «красиво» идет в паре с «выгодно».
Проектируемые станции.
Будут построены в ближайшие 5 лет, но уже сейчас есть их визуализации. Оформлением занимаются молодые архитекторы, которые выиграли открытый городской конкурс. Станции строятся, но световое решение в дизайн-проектах вызывают восторг. Главное, чтоб правильно выбрали поставщиков светильников и реальность не отличалась от визуализации.
Лучшие и худшие станции метрополитена
Лучшая классическая станция — Электрозаводская Арбатски-Покровской линии.
Станцию открыли в 1944 году и была удостоена Сталинской премии. Но не это в ней самое прекрасное. Дизайн станции и подчеркивает ее название. Казалось бы, станция для работников завода (тогда она называлась «Завод им.Куйбышева»), но в потолке вмонтировано более 300 ламп. Кстати, в 2008 году их заменили на энергосберегающие.
Худшая классическая станция — Краснопресненская Кольцевой линии.
Кольцевая, пересадочная станция, через которую каждый день проходит 39 000 человек. Оснащена оригинальными бронзовыми люстрами с шестью плафонами в каждой. Характеризуется одним словом — Подземка. Тусклые лампочки теплого цвета по центру, с торцов разноцветные люминесцентные трубки незащищенные от внешнего воздействия. Центр станции мрачный, а зоны переходов наляпистые. Освещение, как в больнице и никаких приятных эмоций не вызывает. Хотя нет, одно желание возникает: покинуть станцию и пожелать метрополитену больше средств для модернизации освещения.
Лучшая типовая станция — Сходненская Таганско-Краснопресненской линии.
Первая односводчатая станция Москвы с преобладающим мягким нейтральным светом. Белый цвет потолка и люминесцентные лампы делают эту станцию простой и светлой в любое время суток. Ничего необычного, но находиться внутри приятно и видимость в разы лучше некоторых станций метро в центре Москвы.
Худшая типовая станция — Все остальные.
Освещение в них выполнено по принципу: очень много дешевых ламп. Выглядят некрасиво, мерцают, перегорают, замена приводит к разноцветному свечению. Их давно пора менять на более современные и менее капризные светодиодные аналоги. При этом сделать это можно творчески, как в современных офисах и торговых центрах: с помощью плоских фигур из светильников, световых полотен или колонн. В них также присутствует «туннельный эффект». Он получается, когда светильник светит вниз, делая потолок тёмным. Как у бабушки в кладовке — страшно и не комфортно. Зато подходит для съемок триллеров или российских арт-хаусов.
Лучшая современная станция — Тропарево Сокольнической линии.
Эта станция ассоциируется у жителей с парком Тропарево. Неудивительно, что и освещение выполнено в том же стиле. По центру установлены деревья, тонкие светодиодные светильники необычной формы — это листва. Есть дополнительные прожектора, светящие в потолок. Они создают эффект переотражения и это завораживает. Турникеты освещает панно, напоминающее переплетение стволов деревьев. Это очень оригинальное решение архитекторов.
Худшая современная станция — Беломорская Замоскворецкой линии.
206 станция по счету построена в 2018 году. Хотя ее планировали построить еще в 50-х годах. На освещении сэкономили. Свет падает вниз, делая высокий потолок практически чёрным. Ощущение, что находишься в техническом помещении или большой вентиляционной камере. Светодиодные ленты на тёмно-синем потолке вестибюля по задумке проектировщиков должны создавать эффект северного сияния. Только выглядит все это довольно странно…
Лучшая спроектированная станция — Кленовый бульвар Большой кольцевой линии.
Год открытия 2023 год. В проекте прекрасно все: и плавный современный дизайн в стиле хайтек, и перфорированные металлические листы со скрытым источником света, и освещение перронов линейными светильниками по контуру, разделяющими станцию на классический «белый верх, чёрный низ», и стильная светодиодная люстра в виде кольца в основании эскалаторного подъема.
Худшая спроектированная станция — Ржевская Большой кольцевой линии.
Хорошая идея с арками, но архитектор явно не знает как работать со светом. На картинках изображены равномерные световые полотна, прямо в потолке станции. Это вымысел, в реальности так сделать не получится: стыки светить не умеют. Грильято (это неразрывные световые полосы) — устаревшие решение. В реальности будут видны стыки, кривые линии и видимые недоработки потолка. Также большой проблемой станет обслуживание: потребуется демонтировать панели и ставить их обратно за несколько часов ночью, чтобы к утру всё выглядело целым.
Московский метрополитен — большой поток людей. Каждую секунду, минуту: поднимаются, спускаются, спешат, ждут, разбираются с указателями и фотографируют.
Правильное освещение станций- это безопасности пассажиров и сотрудников. Все знают, что машинисты поездов раньше выходят на пенсию из-за «вредности» своей профессии. Светильники- это первое, на чем нельзя экономить при строительстве нового объекта, а уж если говорить о старых, то тут и подавно пора много чего менять. И напоследок, многие туристы реально осматривают московское метро, как одну из достопримечательностей города. Соответственно, чем больше туристов, тем больше в казне метрополитена средств для поддержания достойного уровня освещения.