В настоящее время по всему миру постоянно появляются все большее количество приверженцев ограничения выбросов углекислого газа в атмосферу. Уже во многих сферах жизни общества внедрены новые стандарты использования «зеленой» энергии. К сожалению, судостроение не входит в их число. Хотя бы немного изменить ситуацию пытается костариканская компания, создающая деревянный корабль, работающий на «зеленой» энергии.
Перспективный проект
Sailcargo представляет собой компанию из Коста-Рики, которая занимается проектом создания судна под названием «Сейба». Корабль должен стать самым крупным среди всех, созданных для транспортных целей.
Особенность «Сейбы» станет использование крупнейшего на данный момент корабельного электрического двигателя. Основным источником энергии для него станут солнечные батареи, которые будут расположены на корабле. «Сейба» должна стать одним из наиболее экологичных судов. Дело в том, что оно сможет заряжать аккумулятор не только от солнечных батарей, но и при помощи колебаний воды, производимых работой собственных винтов.
Как отмечает Даниэль Доггет, которая является соучредителем и исполнительным директором Sailcargo, «Сейба» способна будет находиться в море столько, сколько необходимо для решения возложенных на нее задач. Здесь все ограничено только запасами воды и еды для команды.
Проблемы для экологии
На сегодняшний день очень многие отрасли уже начали переориентироваться на «зеленые» технологии. К сожалению, судостроение к ним не относится. Только за период с 2012 по 2018 уровень выбросов углекислого газа в этой отрасли повысился на 10%. При этом у экспертов на сегодняшний день нет никаких утешительных прогнозов. Они считают, что в период с 2020 по 2050 годы уровень нежелательных выбросов может повыситься еще в 1,5 раза.
Даниэль Доггет отмечает, что вклад Sailcargo в изменение экологической ситуации на планете в лучшую сторону, окажется минимальным. Здесь важен сам факт возможности создания полностью «зеленого» судна, которое сможет не просто перевозить грузы на дальние расстояния без использования горючего топлива, но также и оставаться при этом практически полностью автономной, не нуждающейся в пополнении запасов, если не брать в расчет пищу и воду для экипажа.
Не все так просто
Несмотря на весь тот энтузиазм, с которым работают над строительством «Сейбы» специалисты из команды Sailcargo, существует целый ряд проблем, с которым придется столкнуться тем, кто будет эксплуатировать данный корабль после его завершения. Прежде всего, речь идет об относительно небольших его размерах. Дело в том, что современные грузовые корабли способны перевозить одновременно более 20 тысяч стандартных контейнеров. Что касается «Сейбы», то после своего спуска на воду она будет способна вместить на себе не более 9 аналогичных контейнеров.
Еще одной большой проблемой, по мнению самого коллектива Sailcargo в целом и исполнительного директора данной компании в частности, является тот факт, что ископаемое топливо все еще остается достаточно дешевым. Решить ее будет непросто. Для того чтобы оставаться рентабельными, Sailcargo придется искать компании, которые готовы платить больше за то, чтобы их грузы доставлялись без дополнительных выбросов углекислого газа в атмосферу.
С расчетом на будущее
На самом деле «Сейба» для Sailcargo является не только коммерческим проектом. В процессе строительства данного судна компания планирует протестировать новые технологии, а также разработать оригинальные решения для существующих проблем. Деревянное судно после своего спуска на воду требует достаточно серьезного обслуживания, однако при должном обслуживании способно функционировать около 2 сотен лет.
Основным достижением и в то же время немалой проблемой является силовой агрегат, который установят на «Сейбу». Дело в том, что оно способно развивать скорость в 12 узлов. Для электрического двигателя, работающего на «зеленой» энергии это очень хороший результат. Проблема заключается в том, что обычные грузовые суда, передвигающиеся при помощи горючего топлива, способны развивать скорость более 20 узлов. При этом реально следуют они своим курсом не медленнее, чем 16 узлов в час.
По мнению Даниэль Доггет, те наработки, которые компания сможет сделать в процессе создания «Сейбы», Sailcargo сможет использовать уже в ближайшее время во время постройки новых кораблей. Первый из них будет заложен сразу после спуска на воду нынешнего их детища. Ориентировочно произойдет это в 2022 году. При этом последующие суда планируют сделать куда больших размеров.
Новые навыки для каждого
Еще одним неожиданным преимуществом реализуемого Sailcargo проекта является тот факт, что он позволил многим людям получить новые знания и умения. К примеру, ряд жителей из костариканского района Пунта Моралес смогли обрести весьма полезные навыки. Мариэль Ромеро Мендес, устроилась в компанию уборщицей. Она наблюдала за работой плотников, и ей очень нравилось то, что они делают. В итоге уже сейчас женщина работает вместе с ними. Она планирует и дальше заниматься именно этим делом.
Стоит отметить, что компания способствует получению специального образования жителями близлежащих населенных пунктов. Здесь даже организован специальный обучающий центр, где можно получить навыки кузнечного дела и судостроения. Благодаря им каждый может получить дополнительное образование и работать по новой специальности.
Кроме этого прямо при верфи организована работа небольшой фермы, где выращиваются продукты питания для 30 сотрудников компании, занятых на постройке «Сейбы».
Дело не только в судах
Несмотря на то, что Sailcargo старается использовать сугубо «зеленые» технологии в процессе создания «Сейбы», однако на сегодняшний день это просто невозможно. В результате, чтобы обеспечить «отрицательный углеродный баланс» для своего производства, компания планирует высадить 12000 деревьев в Коста-Рике. Из них уже высажено 4000 саженцев.
В Sailcargo рассчитывают, что в дальнейшем (примерно через 50 лет) каждое десятое из этих деревьев будет использовано для строительства новых кораблей, которые не будут использовать для передвижения ископаемые виды топлива. Возможно, уже в ближайшем будущем можно будет увидеть глобальные изменения в стратегии судостроения по всему миру.