Глава Ростехнадзора Алексей Алешин — о причинах аварий в энергосистемах России
В стране периодически происходят масштабные аварии в электроэнергетике, развивающиеся по каскадному сценарию. Речь идет о так называемых блэкаутах. В 2017 году в Единой энергетической системе России произошло пять подобных случаев. Они привели к отключению большого объема генерирующей мощности и массовым прекращением электроснабжения.
Так, в мае сработала неправильно настроенная противоаварийная автоматика на Хакасском предприятии магистральных электрических сетей ПАО «ФСК ЕЭС». В результате приостановили свою работу Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы.
В июне — отключился первый энергоблок на Пермской ГРЭС. В результате 360 тыс. человек остались без электричества. У них пропал свет, выключились телефоны, плиты, остановились лифты, исчез интернет и многое, что необходимо для нормальной жизни. И это мы еще не говорим про денежные потери — каждая авария влечет за собой колоссальные убытки.
Июнь закончился происшествием на Братской ГЭС. В результате обесточенными оказались часть Красноярского края, Иркутск, Бурятия и Забайкалье.
В июле блэкаут случился в Объединенной энергетической системе Юга. Без света остались более двух миллионов человек в Крыму и Севастополе и почти 136 тыс. человек — в Краснодарском крае.
В августе пострадала МЭС Востока. Было прекращено энергоснабжение промышленных потребителей в Амурской области, Хабаровском, Приморском и Забайкальском краях, Южно-Якутском энергорайоне. В зону отключения попало более 1 млн человек.
В 2018 году, 13 июня, опять повторилась системная авария в энергосистеме Юга. В результате в Республике Крым и Севастополе без света осталось больше 2 млн человек, в Краснодарском крае — около 302 тыс.
Безусловно, во всех этих случаях аварийные службы сработали оперативно и слаженно. Энергоснабжение было быстро восстановлено. Для того чтобы исключить подобные случаи, специалисты Ростехнадзора расследуют все веерные отключения.
В итоге наши специалисты обнаружили, что причины большинства аварий сходятся. Во-первых, парк энергооборудования устаревает — 50–65% энергоустановок эксплуатируется за пределами нормативного срока службы. Вторая причина — неправильная или ложная работа дистанционной защиты, так как параметры ее настройки не всегда удовлетворяют требованиям при максимальных нагрузках и аварийных режимах. Третья — нарушение охранных зон линий электропередачи в части производства несогласованных работ, а также проезда негабаритной техники. Четвертая — неудовлетворительная организация выводов сетевого и генерирующего оборудования в ремонт. Из-за этого снижается надежность работы энергосистем в условиях максимального потребления мощности.
Зачастую техсостояние находящегося в резерве оборудования энергоблоков неудовлетворительное. Это не позволяет при возникновении аварий оперативно вводить его в работу. Иногда организация выводов сетевого и генерирующего оборудования в ремонт недостаточно продумана. Это приводит к снижению надежности энергосистем в условиях пиковых нагрузок.
Также осложняет ситуацию низкая квалификация персонала и его ошибки при оперативных переключениях или вмешательстве в работу релейной защиты и автоматики. Кроме того, зачастую технические характеристики нового оборудования не соответствуют параметрам уже работающего, что приводит к их отказам или некорректной работе.
Из всех причин только три носят технический характер. Для их решения субъекты электроэнергетики, естественные монополии, должны реализовывать инвестиционные программы. Ростехнадзор в соответствии с отдельными поручениями правительства этот процесс контролирует.
Остальные причины возникновения блэкаутов связаны с недостатками в организационной работе. Для их решения необходимо принятие специальных нормативных актов с требованиями к обеспечению надежности энергосистем. Это позволит не допустить возникновения подобных ситуаций. В Федеральный закон «Об электроэнергетике» были внесены изменения, позволяющие издавать также нормативные акты.
В настоящее время Министерство энергетики готовит к изданию эти документы. В них учтены наши предложения, основанные на выводах работы комиссий по расследованию причин аварий. Два документа уже утверждены и зарегистрированы Минюстом. Другие находятся на обсуждении и регистрации. И есть все основания думать, что когда эти нормативные акты будут приняты, количество аварий в стране значительно снизится.