Китай конкурирует с Японией и Индией за сотрудничество с Россией в Арктике

Новой точкой развития сотрудничества России и Китая может стать совместная работа в освоении нефти и газа в Арктике и на Дальнем Востоке. Как отмечают эксперты, параллельно в этом же направление идут активные переговоры с индийскими и японскими компаниями, поэтому Китай конкурирует с ними за сотрудничество с Россией в Арктике.

Сотрудничество в Арктике РФ и Китая

Около 300 представителей энергетических компаний России и КНР приняли участие в первом российско-китайском энергетическом бизнес-форуме, проходящем в Пекине. В материалах форума отмечается, что энергетическое сотрудничество двух стран уже вышло на беспрецедентный уровень. Но глава «Роснефти» Игорь Сечин уверен, что потенциал российско-китайского взаимодействия в топливно-энергетическом комплексе далеко не исчерпан.

По его мнению, новой точкой развития сотрудничества двух стран может стать совместная работа России и Китая в освоении нефти и газа в Арктике и на Дальнем Востоке. Сечин добавляет, что высокая степень связности энергетической инфраструктуры является гарантией стратегической стабильности отношений наших стран и фактором энергобезопасности каждого из партнеров.

«Цель этой конференции в том, чтобы найти новые точки соприкосновения между энергетическими компаниями РФ и Китая. Сейчас у них есть общее понимание, что на текущий момент достигнуто максимум возможностей, а перспективы поставок нефти и нефтепродуктов по контрактам ограничены в росте. Основным направление нового сотрудничества может стать создание совместных предприятий и в широком смысле совместной деятельности, начиная от переноса энергоемких китайских производств в РФ, где их работа будет дешевле, до технологических стартапов.

Одним из направлений может стать разработка месторождений России, причем речь идет не про традиционные месторождения с простой экологией и экономикой, а скорее про трудноизвлекаемые запасы. К ним относятся и арктические месторождения, разработка которых наиболее капиталоемка. Параллельно в этом же направление идут активные переговоры с индийскими и японскими компаниями. Китай здесь конкурирует с ними за сотрудничество с Россией в Арктике», — комментирует ФБА «Экономика сегодня» заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов РФ Алексей Белогорьев.

Безопасный источник энергоресурсов

Как ранее отметил преподаватель Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков, у энергетического сотрудничества России и Китая сегодня очень серьезные перспективы. В КНР растет потребление энергоресурсов, и в нынешней ситуации, вызванной сложностями в отношениях с США, Пекин рассматривает Россию как наиболее безопасный источник энергоресурсов.

Для китайских компаний вообще характерны инвестиции в зарубежные проекты, добавляет Белогорьев, потому что они таким образом пытаются гарантировать добычную базу для импорта. Например, китайские компании активно инвестируют в Африку, но проекты в Арктика представляют довольно сложную модель инвестиций, поэтому процесс сотрудничества здесь будет идти не быстро.

«У той же «Роснефти» уже есть опыт сотрудничества с Китаем, но пока он ограниченный по совместным проектам на шельфе. Проблема в том, что Китай поддерживает санкции, что осложняет закупку судов или привлечение технологий для освоения шельфа. Данное препятствие даже вынудило нас пересмотреть планы по освоению шельфы.

В целом китайцы остаются очень сложным партнером, они готовы платить, но сними сложно договариваться. Пока Китаю проще иметь дело с санкционным Ираном, который ему продает нефть со скидкой. Чтобы осваивать шельф, нам нужно обязательно развивать свои компетенции, что может занять до 10 лет», — отмечает независимый эксперт Дмитрий Адамидов.

Электроэнергетика и угольная промышленность

Среди других перспективных направлений в сфере энергетики эксперты выделяют электроэнергетику и угольную промышленность. Совместные проекты и возможные сотрудничества в этих областях обсуждались и на круглых столах Российско-китайского энергетического бизнес-форума.

Как объясняет Адамидов, БАМ и Транссиб реконструируются в значительной степени для того, чтобы возить уголь в Китай из Якутии и Дальнего Востока. Но такие проекты, по мнению эксперта, нельзя назвать синергией, потому что Китай готов только финансировать покупку. С нефтью газом больше возможностей, добавляет Алексей Белогорьев, но отдельные проекты возможны и в электроэнергетике.

«Например, можно развивать экспорт российской электроэнергетики. Он основан, прежде всего, на работе ГЭС с минимальными эксплуатационными издержками, мы можем осуществлять ее поставки в северные провинции Китая. Вопрос экономической эффективности и транспортировки здесь имеет ключевое значение.

В развитии этих проектов заинтересован и Китай, довольно активно лоббирующий создание электроэнергетического кольца в северо-восточной Азии. Ранее Пекин предлагал более широкую интеграцию Евразийского пространства, поэтому создание прямых электроэнергетических связей с регионами Дальнего Востока вполне логично впишется в общую концепцию», — резюмирует Белогорьев.

Автор: Андрей Петров

 

Экономика сегодня

Свежие материалы

Читайте еще