Австралийский исследовательский центр CSIRO при поддержке Boeing подготовил доклад «Возможности для водорода в коммерческой авиации».
Перед авиацией стоит чрезвычайно сложная задача снижения выбросов. Насколько она масштабна видно на следующем графике, на котором обозначен нынешний уровень выбросов, прогнозный уровень выбросов на 2050 год при отсутствии технологических изменений и цель по выбросам на 2050 год (установлена IATA):
Водородное топливо и водородные технологии являются необходимыми ключевыми элементами этого энергетического перехода.
К 2025 году водород может начать играть роль в сокращении выбросов, связанных с наземным транспортом и вспомогательными операциями в аэропортах.
С 2030-х годов прогнозируется широкое внедрение синтетического топлива, произведённого на основе водорода.
Полное прекращение использования авиационного керосина можно ожидать к середине столетия в результате ужесточения экологических требований. К тому времени для региональных и ближнемагистральных полетов (до 1600 км, до 100 пассажиров) будут использоваться водородные электрические самолеты на топливных элементах. Однако последние вряд ли смогут обеспечить экономичные решения для полетов на большие расстояния с большой полезной нагрузкой.
Криогенный водород имеет более высокую плотность энергии по массе по сравнению с керосином и не производит выбросов CO2 при сгорании. Однако помимо проблем, связанных с хранением и транспортировкой, основным недостатком является его низкая объемная плотность. Для его использования может потребоваться переход от традиционной конструкции самолетов к революционным аэродинамическим моделям, способным вместить большие объемы топлива.
«В ближайшем будущем потребуются скоординированные усилия в области НИОКР, чтобы обеспечить развертывание криогенных водородных самолетов к середине столетия», — отмечают авторы.