Норвежская судостроительная компания Norwegian Ship Design и судоходная компания Torghatten Nord подписали контракт на строительство двух крупнейших в мире водородных паромов. По заявлению компаний, каждое судно длиной 117 метров сможет вместить 120 автомобилей и 599 пассажиров. Основным источником питания будет водородно-электрическая установка мощностью 6400 кВт, а в качестве резервной — дизель-электрическая. Проект Torghatten Nord и Norwegian Ship Design — один из многих, реализуемых в Европе в рамках развития зеленого водорода.
«Паромы спроектированы для обеспечения 100% нулевого выброса и оснащены многофункциональной гибридной силовой установкой с водородно-электрическим двигателем в качестве основного и дизель-электрическим в качестве вспомогательного», — добавила компания Norwegian Ship Design. Бортовой водород будет храниться в сжатом виде.
Помимо этого, австралийская компания Provaris Energy и Norwegian Hydrogen заключили соглашение о совместном поиске и развитии нескольких площадок в скандинавском регионе для крупномасштабного производства и экспорта водорода на европейский рынок. Новые проекты будут стратегически расположены в районах с надежным сетевым подключением и энергоснабжением. На этих площадках будет возможно строительство современных электролизеров и установок по сжатию водорода, связанных с экспортными причалами. Водород будут транспортировать суда Provaris H2Neo, а баржа H2Leo будет служить для его хранения. Срок действия соглашения составляет 24 месяца.
Между тем, Европейская комиссия готовится к проведению второго аукциона по зеленому водороду, который должен состояться до конца 2024 года в рамках Инновационного фонда Европейского банка водорода. Целью аукциона является стимулирование производства чистого водорода в Европе. По сравнению с первым аукционом, который завершился в феврале 2024 года, во втором будут внесены некоторые изменения. Максимальная цена будет снижена с €4,50/кг до €3,50/кг, гарантия завершения проекта увеличена с 4% до 10%, а срок ввода в эксплуатацию сокращен с 5 до 3 лет. Результаты первого аукциона будут доступны в ближайшие недели.
В Европе реализуется множество проектов, направленных на развитие зеленого водорода. Так, институт Фраунгофера представил прототип системы для рулонного тиснения, которая может снизить затраты и поддержать массовое производство биполярных пластин. Система состоит из трех рулонных стоек и требует установочной площадки размером 4 500 мм х 3 300 мм. Биполярные пластины необходимы для электролизеров и топливных элементов. Они состоят из двух компонентов преобразования: мембранно-электродного узла (MEA) в системе топливных элементов и мембраны, покрытой катализатором (CCM) в электролизере.