19 августа 1888 года постановлением министра внутренних дел «Обществу электрического освещения 1886 года» было разрешено приступить к прокладке сети проводов для освещения Москвы. На углу Георгиевского переулка и улицы Большая Дмитровка на землях, принадлежавших Святейшему Синоду (ранее здесь был расположен упраздненный Георгиевской монастырь), началось строительство первой центральной электростанции. На ее устройство было ассигновано 800 тысяч рублей – немалые по тем временам средства. Проект здания заказан архитектору Владимиру Шеру. Строительство проводилось по договору с городской Управой, согласно которому «Обществу электрического освещения 1886 года» также предоставлялось право прокладывать вдоль улиц подземные электрические кабели.
В декабре 1888 года Георгиевская электростанция дала первый ток.
Первоначальное оборудование Георгиевской электростанции состояло из четырех паровых машин мощностью по 200 лошадиных сил и из шести котлов, дававших насыщенный пар при 10 атмосферах. Абонентам поступал ток напряжением 200 вольт. Мощность электростанции составляла всего 100 кВт, а вся вырабатываемая электроэнергия шла на освещение улиц и домов. Крупнейшими потребителями были Большой и Малый театры, а также Московский университет на Моховой.
Со временем спрос на электроэнергию превысил возможности Георгиевской электростанции. Она производила постоянный ток и была построена близко от потребителя, но вдалеке от источников воды. Поддержание ее работы требовало ежедневного подвоза огромного количества воды. Присоединение новых абонентов предусматривало увеличение числа двигателей и котлов, для которых не хватало места в здании на Большой Дмитровке. Район электроснабжения был ограничен километровым радиусом. Аккумуляторная подстанция в Верхних Торговых рядах, построенная позднее, мало повлияла на расширение освещаемого района. К 1895 году годовая выработка электроэнергии составила 870 тыс. кВт/ч при 800 абонентах и 25 000 ламп накаливания, мощность Георгиевской станции достигла своего предела – 1 500 кВт.
«Было в Москве и много мелких электростанций. Среди них городская (именно она впервые осветила город — Каменный мост и площадь храма Христа Спасителя), университетская (радиус действия верста), императорских театров, Кремлевская дворцовая, электростанции при вокзалах Московско-Ярославском и Московско-Брестском. Свет на улицах, свет в театрах, в ресторанах. Зимним вечером машины работаю на пределе. А днем центральную электростанцию впору останавливать. 30 вентиляторов, 10 лифтов, несколько десятков ламп в закрытых складских помещениях — вот и вся дневная нагрузка». Из книги Г.В. Липенского «Московская энерегетическая», М., «Моск. рабочий», 1976 год.
Просуществовала электростанция Георгиевская до начала XX века. После упразднения ее помещения использовали под магазины. В дальнейшем в этом здании проходили выставки, электротехнические съезды. Так, именно там во время проведения II Всероссийского электротехнического съезда – 28 декабря 1908 года, впервые был представлен сенсационный «беспроволочный телеграф» А. С. Попова, прообраз современного радио и телевидения. До 1994 года в здании находилась станция технического обслуживания правительственных автомобилей, затем здание было отдано под гараж.
В 1995 году здесь был открыт Московский государственный выставочный зал «Малый Манеж». Реконструкцию осуществлял Департамент инженерного обеспечения Правительства Москвы. Любопытно, что систему охранной сигнализации изготовила фирма «Сименс» — именно она была одним из крупных акционеров «Общества электрического освещения 1886 года». После реконструкции Малый Манеж переименовали в Новый Манеж.
Символично, что 3 октября 2007 года, в год своего 120-летиия компания Мосэнерго провела научно-практическую конференцию «Мосэнерго – генерация будущего» именно в здании бывшей первой электростанции. В работе конференции приняли участие представители Государственной Думы РФ, правительств Москвы и Московской области, ОАО «Газпром», ОАО РАО «ЕЭС России», Российской академии наук, машиностроительных концернов «Альстом» и «Сименс».
Материал подготовлен: Кошелевой Е.Н.
Источник — http://www.mosenergo-museum.ru/History_of_Mosenergo/Historical_Review/15976/